МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биология с основами физиологии растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 111 111 111 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Биология с основами физиологии растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний, умений и навыков метаболических систем, составляющих основу жизнедеятельности растительного организма и обеспечивающих его существование в разнообразных условиях среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать знания о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы
ПК-8 способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы физиологии и биохимии растений. Новейшие научные и практические достижения в области физиологии и биохимии рас-
тений,
- сущность процессов жизнедеятельности растений, их взаимосвязь и регуляцию в растении, зависимость от условий окружающей среды,
- макро- и микроэлементы и их физиологическую роль в минеральном питании.
3.2.Уметь:
3.2.1.- грамотно объяснять процессы, происходящие в растениях, с физиологической и биохимической точки зрения,
- определять устойчивость растений к действию неблагоприятных факторов,
- проводить обработку результатов эксперимента и оценивать их в сравнении с данными литературы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использовать необходимые приборы и лабораторное оборудование при проведении физиологических и биохимических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в биологию.Растительная клетка
1.1. Общие свойства и функционирование живых систем Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.2
1.2. Клеточный уровень организации живой материи Лекции 2 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
1.3. Механизм реализации генетической информации Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
1.4. Клеточный цикл жизни. Деление клетки. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
1.5. Общие свойства и функционирование живых систем Практические 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.6. Клеточный уровень организации живой материи Практические 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
1.7. Механизм реализации генетической информации Практические 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
1.8. Клеточный цикл жизни. Деление клетки. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
1.9. Методы гистохимического анализа растительных тканей. Лабораторные 2 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
1.10. Клеточный уровень организации живой материи Сам. работа 2 30 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
Раздел 2. Минеральное питание
2.1. Значение растений в циркуляции минеральных элементов в биосфере. Особенности минерального питания растений. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
2.2. Включение в обмен веществ и функции элементов минерального питания. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
2.3. Значение растений в циркуляции минеральных элементов в биосфере. Особенности минерального питания растений. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
2.4. Включение в обмен веществ и функции элементов минерального питания. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
2.5. Изучение влияние макросолей на рост растений в культуре in vitro Лабораторные 2 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
2.6. Изучение влияние микросолей на рост растений в культуре in vitro Лабораторные 2 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
2.7. Прописи питательных сред и правила их приготовления для культры in vitro Лабораторные 2 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
2.8. Минеральное питание Сам. работа 2 40 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
Раздел 3. Рост и развитие растений
3.1. Общее представление о росте и развитии Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
3.2. Гормональная система растений Лекции 2 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
3.3. Рецепция световых сигналов Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
3.4. Фотопериодизм Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
3.5. Общее представление о росте и развитии Практические 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
3.6. Гормональная система растений Практические 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
3.7. Рецепция световых сигналов. Фотопериодизм Практические 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
3.8. Методические приёмы варащивания растений в бульонной и агаровой культуре Лабораторные 2 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
3.9. Изучение влияния ауксинов на рост и развитие растений Лабораторные 2 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
3.10. Изучение влияния цитокининов на рост и развитие растений Лабораторные 2 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
3.11. Изучение влияния негормональных стимуляторов роста на рост и развитие растений Лабораторные 2 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
3.12. Изучение влияния спектров света на рост и развитие растений Лабораторные 2 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
3.13. Рост и развитие растений Сам. работа 2 41 ОПК-3, ПК-8 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри в Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри в Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под. ред. проф. И.П. Ермакова Физиология растений: основная литература Академия, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. Д. Бородулина Практикум по физиологии растений: учеб. пособие Барнаул : [Спектр], 2016
Л2.2 В. Н. Ярыгин [и др.] ; отв. ред. В. Н. Ярыгин Биология : учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AB3DBC81-1AC5-4523-A46E-2C889156F2C4
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
007К учебно-научная лаборатория биотехнологии - для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья и шкафы; весовой стол; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; автоклав (стерилизатор паровой ГК – 25); микроскоп биологический Микромед 1 (вар. 3-20); металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); бокс бактериальной воздушной среды БАВп-01- «Ламинар-С» -1,2 (221.120); ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400; электроплитка; респиратор; противогаз; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины.
Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
Подготовка к лабораторному занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф, какие новые понятия введены, каков их смысл, что даст это на практике?