Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева Ирина Валерьевна
1.1. | Цель курса: Формирование базовых знаний в области археологии для возможности их применения в исследованиях по истории культуры. Задачи: •раскрыть значение археологии как особой науки в системе исторических дисциплин •рассмотреть понятия памятник археологии, археологическое наследие, археологическая периодизация •изучить основные археологические культуры на территории Северной Евразии •научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к прошлому |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ПК-5 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и процесса развития истории искусства, роль насилия и толерантности в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - Археологическую периодизацию.Особенности развития археологических культур в различные эпохи истории человеческого общества - Основные закономерности и особенности развития общества в разные исторические периоды - Основы предмета «Археология», ее места в системе исторических знаний и ее основных понятий, проблем, методов - Основные закономерности и особенности развития археологических культур в разные исторические периоды |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - Рассматривать и характеризовать археологические периоды в развитии и в конкретно-исторических условиях - Логически мыслить, анализировать и обобщать информацию об основных направлениях развития человечества. Аргументированно отстаивать свою точку зрения - Анализировать закономерности исторического процесса на основе изученного археологического материала - Разъяснять закономерности и многовариантность исторического процесса на основе изучения археологических материалов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - Навыки научного анализа исторических проблем и процессов - Навыки исследовательской работы; навыки поиска информации из разных источников - Навыки сопоставления археологических культур, анализа артефактов в контексте закономерностей исторического развития общества - Навыки формирования устойчивой, четкой гражданской позиции |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс "Основы археологии" | ||||||
1.1. | Археология как наука. Археологическая периодизация. Типология и методы изучения в археологии. | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Общие черты и характерные особенности жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров. Реконструкция среды обитания древних и древнейших обществ. Способы существования человека в различной экологической среде. | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2, ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Эпоха камня (палеолит, мезолит, неолит) | ||||||
2.1. | Общие черты и характерные особенности жизни древнейших обществ на территории Северной Евразии. | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Палеолит Алтая. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2, ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Изменение экологической среде при переходе от плейстоцена к голоцену. Эпоха мезолита | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-2, ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Эпоха неолита. Неолитическая революция. Формирование производящих типов хозяйства. | Сам. работа | 1 | 12 | ОК-2, ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Археологические культуры Алтая в эпоху развитой и поздней бронзы | ||||||
3.1. | Археологические культуры Алтая в эпоху развитой и поздней бронзы (адаптация хозяйственно-культурных типов к условиям ариадизации). | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2, ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Освоение металлургии меди и скотоводческих форм хозяйства у энеолитического населения Южной Сибири (на примере афанасьевской культуры). | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Миграционные процессы в эпоху ранней бронзы на территории Северной Евразии и Южной Сибири (на примере елунинской культуры). | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2, ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Ранний железный век | ||||||
4.1. | Скифо-сакская эпоха на территории Горного и Степного Алтая | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Гунно-сарматская эпоха территории Алтая | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2, ПК-5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мартынов А.И. | Археология: Учебник для академического бакалавриата | М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Скрипкин А.С. | История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/25F15C9D-82F7-4131-9B1F-6BE451BA52C5 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Кирюшина Ю.В. | Основы археологии: Программа и учебно-методические материалы для студентов специальности 031501.65 "Искусствоведение", направления 031500.62 "Искусствоведение" | Барнаул: АлтГУ, , 2007 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» | www.archeology.asu.ru | ||
Э2 | Скифская эпоха Алтая | www.hist.asu.ru | ||
Э3 | «Скифская культура Алтая» на сайте ГМИЛИКА (Барнаул) | www-ic.dcn-asu.ru | ||
Э4 | Бронзовый век | www.geocities.com | ||
Э5 | Государственный Эрмитаж | www.hermitage.ru | ||
Э6 | Археологический web-журнал Сибири | www.mmedia.nsu.ru | ||
Э7 | Археология | www.list.ru | ||
Э8 | Курс в Moodle «Основы археологии» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
См. Приложение |