МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы археологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Кирюшина Юлия Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Киселева Наталья Егоровна

Рабочая программа дисциплины
Основы археологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: Формирование базовых знаний в области археологии для возможности их применения в исследованиях по истории культуры.
Задачи:
•раскрыть значение археологии как особой науки в системе исторических дисциплин
•рассмотреть понятия памятник археологии, археологическое наследие, археологическая периодизация
•изучить основные археологические культуры на территории Северной Евразии
•научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к прошлому

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и процесса развития истории искусства, роль насилия и толерантности в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Археологическую периодизацию.Особенности развития археологических культур в различные эпохи истории человеческого общества
- Основные закономерности и особенности развития общества в разные исторические периоды
- Основы предмета «Археология», ее места в системе исторических знаний и ее основных понятий, проблем, методов
- Основные закономерности и особенности развития археологических культур в разные исторические периоды
3.2.Уметь:
3.2.1.- Рассматривать и характеризовать археологические периоды в развитии и в конкретно-исторических условиях
- Логически мыслить, анализировать и обобщать информацию об основных направлениях развития человечества. Аргументированно отстаивать свою точку зрения
- Анализировать закономерности исторического процесса на основе изученного археологического материала
- Разъяснять закономерности и многовариантность исторического процесса на основе изучения археологических материалов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Навыки научного анализа исторических проблем и процессов
- Навыки исследовательской работы; навыки поиска информации из разных источников
- Навыки сопоставления археологических культур, анализа артефактов в контексте закономерностей исторического развития общества
- Навыки формирования устойчивой, четкой гражданской позиции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Основы археологии"
1.1. Археология как наука. Археологическая периодизация. Типология и методы изучения в археологии. Лекции 1 2 ОК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Общие черты и характерные особенности жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров. Реконструкция среды обитания древних и древнейших обществ. Способы существования человека в различной экологической среде. Сам. работа 1 8 ОК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Эпоха камня (палеолит, мезолит, неолит)
2.1. Общие черты и характерные особенности жизни древнейших обществ на территории Северной Евразии. Лекции 1 2 ОК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Палеолит Алтая. Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Изменение экологической среде при переходе от плейстоцена к голоцену. Эпоха мезолита Сам. работа 1 10 ОК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Эпоха неолита. Неолитическая революция. Формирование производящих типов хозяйства. Сам. работа 1 12 ОК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Археологические культуры Алтая в эпоху развитой и поздней бронзы
3.1. Археологические культуры Алтая в эпоху развитой и поздней бронзы (адаптация хозяйственно-культурных типов к условиям ариадизации). Сам. работа 1 8 ОК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Освоение металлургии меди и скотоводческих форм хозяйства у энеолитического населения Южной Сибири (на примере афанасьевской культуры). Практические 1 2 ОК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Миграционные процессы в эпоху ранней бронзы на территории Северной Евразии и Южной Сибири (на примере елунинской культуры). Сам. работа 1 8 ОК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Ранний железный век
4.1. Скифо-сакская эпоха на территории Горного и Степного Алтая Практические 1 2 ОК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Гунно-сарматская эпоха территории Алтая Сам. работа 1 8 ОК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мартынов А.И. Археология: Учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/25F15C9D-82F7-4131-9B1F-6BE451BA52C5
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кирюшина Ю.В. Основы археологии: Программа и учебно-методические материалы для студентов специальности 031501.65 "Искусствоведение", направления 031500.62 "Искусствоведение" Барнаул: АлтГУ, , 2007 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» www.archeology.asu.ru
Э2 Скифская эпоха Алтая www.hist.asu.ru
Э3 «Скифская культура Алтая» на сайте ГМИЛИКА (Барнаул) www-ic.dcn-asu.ru
Э4 Бронзовый век www.geocities.com
Э5 Государственный Эрмитаж www.hermitage.ru
Э6 Археологический web-журнал Сибири www.mmedia.nsu.ru
Э7 Археология www.list.ru
Э8 Курс в Moodle «Основы археологии» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение