МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы истории декоративно-прикладного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения , доцент, Усанова А.Л.

Рабочая программа дисциплины
Основы истории декоративно-прикладного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель данного курса – сформировать способности решать задачи в области истории декоративно-прикладного искусства на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий, а также навыки работы в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках на основе поиска необходимой информации в электронных каталогах и сетевых ресурсах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-9 способностью к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владению навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы информационной культуры с применением коммуникационных технологий в профессиональной деятельности искусствоведа; основы библиографической культуры с учетом требований информационной безопасности в профессиональной деятельности искусствоведа
- основы информационно-коммуникационных технологий
- требования к сбору, оформлению и документированию собранной информации по истории декоративно-прикладного искусства
- методы искусствоведческого анализа и систематизации источников по декоративно-прикладному искусству
3.2.Уметь:
3.2.1.- решать стандартные задачи в области декоративно-прикладного искусства на основе библиографической культуры
- обосновывать особенности в различных стилях и направлениях
- самостоятельно организовать целенаправленную деятельность по поиску необходимой информации по декоративно-прикладному искусству в архивных, музейных, библиотечных фондах, в электронных и сетевых ресурсах
- оформлять запросы, работать с каталогами, описями, справочниками, электронными поисковыми системами по истории декоративно-прикладного искусства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыки освоения и применения информационной и библиографической культуры в профессиональной деятельности
- навыки применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
- навыки и приемы научного анализа произведений декоративно-прикладного искусства с учетом инновационных технологий
- навыки работы с нормативно-методической базой архивного, музейного и библиотечного дела; осознанием ценности и ответственности за сохранение архивно-музейных и библиотечных культурных ценностей по декоративно-прикладному искусству
- навыки самостоятельного целенаправленного поиска информации по истории декоративно-прикладного искусства в электронных каталогах и сетевых ресурсах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности художественного языка декоративно - прикладного искусства.
1.1. Основные виды декоративно - прикладного искусства, их специфика. Народные промыслы Лекции 2 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
1.2. Основные виды декоративно - прикладного искусства, их специфика. Народные промыслы Практические 2 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
1.3. Информационно-библиографический список по видам декоративно-прикладного искусства на основе применения информационно-коммуникационных технологий Сам. работа 2 10 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Основные этапы развития русского декоративно-прикладного искусства
2.1. Древнерусское декоративно-прикладное искусство Лекции 2 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.2. Разработка презентации по теме: "Декоративно-прикладное искусство XIX века" Сам. работа 2 12 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.3. Декоративно-прикладное искусство XIX века Практические 2 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.4. Работа с электронными поисковыми системами по теме: "Декоративно-прикладное искусство ХХ века" Сам. работа 2 16 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.5. Подготовка презентации по теме: "Архетипические мотивы и композиции в орнаменте" Сам. работа 2 18 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.6. Работа с электронными каталогами по теме:"Архетипические мотивы и композиции в орнаменте" Сам. работа 2 12 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.7. Разработка презентации"Традиционные ремесленные центры русского декоративно-прикладного" искусства Сам. работа 2 12 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.8. Работа с электронными каталогами по теме "Декоративно-прикладное искусство Алтая" Сам. работа 2 16 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.9. Зачет 2 4 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы Западной Сибири: учебное пособие: Учебная литература для ВУЗов КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2006 г. biblioclub.ru
Л2.2 Окладникова Е.А. Традиционное декоративно-прикладное искусство стран западной Европы: Учебное пособие СПб.: Издательский дом "Петрополис"// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.3 Шауро Г.Ф., Малахова Л.О. Народные художественные промыслы и декоративно - прикладное искусство: Учебное пособие Минск: РИПО // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Эрмитаж: история, дворцы, коллекции [Электронный ресурс]. - М. : ЗАО Интерсофт, 1999.
Э2 Санкт-Петербург: Мультимедийный альбом [Электронный ресурс] : альбом. - М. : Коминфо, 1997. - (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. - Исскуство и путешествия)
Э3 Русский музей [Электронный ресурс]: тексты, 1000 иллюстраций. - М. : БИЗНЕССОФТ. - (Электронная библиотека)
Э4 Московский Кремль: Путеводитель [Электронный ресурс]. - М. : Коминфо, [1997]. (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. -Искусство и путешествия)
Э5 История костюма и быта. Древний мир [Электронный ресурс]. - М. : АстраМедиа, 2007.
Э6 Курс "История декоративно-прикладного искусства" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение