МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые системы мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 49
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Домашев А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Правовые системы мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.научить студентов анализировать развитие правовых систем мира и применять полученные знания в профессиональной деятельности социолога

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы и новые теории, модели и методы исследований в области социологии права и правоведения, в т.ч. развития правовых систем мира
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и обобщать данные, полученные в ходе обработки и интерпретации комплексной информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками организации и проведения прикладного или теоретического исследования в соответствии с научным и научно-производственным профилем своей профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особености правовых систем мира
1.1. Понятие и основные элементы системы права Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие и основные элементы системы права Сам. работа 2 11 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Романо-германская правовая система Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Романо-германская правовая система Сам. работа 2 11 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Романо-германская правовая система Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Англосансонская правовая система Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Англосансонская правовая система Сам. работа 2 11 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Англосансонская правовая система Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.9. Мусульманское право Сам. работа 2 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.10. Мусульманское, иудейское, индусское, древнекитайское, обычное право Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.11. Социалистическое право как исторический тип права Сам. работа 2 10 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.12. Социалистическое право как исторический тип права Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.13. Экзамен 2 9 ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Примерный перечень вопросов и практических заданий
Теоретические вопросы:
1. Правовая система: понятие, элементы, основные черты. Соотношение понятий система права, правовая система, правовая семья.
2. Структура правовой системы.
3. Классификация правовых систем мира, критерии, определяющие схожесть современных правовых систем.
4. Основные правовые системы.
5. Система права во Франции: становление, современный этап.
6. Французская система судопроизводства и положение французских юристов в ней.
7. Система права Германии: формирование, особенности.
8. Судопроизводство в Германии, особенности деятельности немецких юристов.
9. Система права Англии: формирование, особенности судопроизводства.
10. Юридическое образование и адвокатская профессия в Англии.
11. Развитие правовой системы США: особенности, современная федеральная система и система штатов.
12. Судопроизводство в США.
13. Современная система права и система судопроизводства в Канаде.
14. Австралийская система права и судопроизводство Австралии.
15. Особенности религиозных правовых семей – мусульманской, индусской и африканской.
16. Возникновение, особенности социалистической правовой системы. Советская правовая система и правовая система Кубы.
17. Социалистическая правовая система Европы и Азии. Сравнительная характеристика.
18. Особенности и формирование российской правовой системы: основные этапы эволюции правовой системы РСФСР.
19. Правовая система РФ. Источники российского права. Конституция Российской Федерации.
20. Влияние международного права на современные правовые системы.
Типовые практические задания:
1. Охарактеризуйте зарождение сравнительного метода в праве (Древний мир и Средние века).
2. Обоснуйте актуальность изучения правовых систем мира с использованием методов социологии.
3. Укажите виды объектов сравнительно-правового анализа, опишите их иерархию.
4. Проведите сравнительно-правовое исследование в рамках романо-германской правовой семьи правовых систем любых двух государств. Укажите какие правила и методы сравнительного правоведения вы использовали для решения поставленной задачи.
5. Охарактеризуйте основные концепции классификации правовых систем, укажите, какие критерии положены в их основу. Какую позицию вы считаете наиболее верной?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Старков, О.В. Теория государства и права. [Электронный ресурс] : учеб. / О.В. Старков, И.В. Упоров. — Электрон. дан.: М. : Дашков и К, 2017 Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/93493 — Загл. с экрана.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абашидзе А. Х. Право международных организаций. Региональные, межрегиональные, субрегиональные межправительственные организации : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "Правовые системы мира" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.isras.ru
http://www.elibrary.ru
http://www.mon.gov.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн