Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.04.01. Химия |
Профиль | Аналитическая химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_04_01_АХ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Лабораторные | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 68 | 68 | 68 | 68 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.
1.1. | Сформировать понимание общих закономерностей протекания морфогенеза растений в культуре in vitro и особенностей культивирования клеток и тканей на искусственных питательных средах с целью разработки основ биотехнологий получения растительного сырья. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-1 | способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач |
ПК-2 | владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Историю метода, способы и области применения культуры клеток и тканей растений. Особенности микроклонального размножение, его достоинства и недостатки, методы микроклонального размножения растений. Способы получение безвирусных растений и криоконсервации культивируемых клеток как метода сохранения генофонда. Иметь представление об основных технологических этапах микроразмножения растений, а также о современных тенденциях в области получения растительной массы,как возобновляемого источника лекарственного сырья - альтернативу природным запасам объектов фармацевтических исследований. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Делать предположения о протекании морфогенеза в культуре ткани в зависимости от состава питательных сред и этапов культивирования растительного объекта. Использовать полученные теоретические знания в оптимизации процессов микроразмножения и оздоравливания объекта исследования; использовать полученные знания в написании соответствующего раздела в курсовой и выпускной (квалификационной) работе специалиста; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть методами клонального микроразмножения и оздоровления растений. Обладать навыками приготовления питательных сред, стерилизации растительных объектов, работы в ламинарбоксе и в зале гидропонных установок. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Биотехнология, как наука | ||||||
1.1. | Биотехнология как наука. Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на 2012-2020 гг. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3 |
1.2. | Биотехнология, как наука | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2 |
1.3. | Практическая работа 1 Современная биотехнология растений, как наука и отрасль производства. Принципы культивирования клеток и тканей высших растений | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3 |
1.4. | Практическая работа 2 Структура Отдела биотехнологии растений | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.4, Л1.1, Л1.3 |
1.5. | Биотехнология, как наука | Сам. работа | 2 | 18 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 2. Культивирование клеток и тканей растений | ||||||
2.1. | Культивирование клеток и тканей растений | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
2.2. | Культивирование клеток и тканей растений | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.3. | Практическая работа 3 Типы культур клеток и тканей растений | Практические | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1 |
2.4. | Практическая работа 4 Биотехнологии на основе культивируемых клеток и тканей растений | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.4, Л1.1 |
2.5. | Практическая работа 5 Культура изолированных клеток и тканей в селекции и генной инженерии | Практические | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.4, Л1.1, Л1.3 |
2.6. | Культивирование клеток и тканей растений | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 3. Клональное микроразмножение и оздоровление растений | ||||||
3.1. | Микроклональное размножение и сохрание растений | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3 |
3.2. | Клональное микроразмножение и оздоровление растений | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.3. | Практическая работа 6 Основные методы регенерации растений in vitro | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3 |
3.4. | Клональное микроразмножение и оздоровление растений | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 4. Морфогенез растений в культуре in vitro | ||||||
4.1. | Практическая работа 7 Факторы, влияющие на процессы регенерации | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.4, Л1.1, Л1.3 |
4.2. | Методы изучения морфогенеза. Особенности протекания морфогенеза в культуре ткани. Этапы морфогенеза. Гистологический анализ как метод изучения морфогенеза на тканевом уровне. Морфогенез ириса в культуре ткани. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3 |
4.3. | Морфогенез растений в культуре in vitro | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
4.4. | Практическая работа 8 Методы гистологии в изучении морфогенеза растений in vitro | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3 |
4.5. | Морфогенез растений в культуре in vitro | Сам. работа | 2 | 14 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Смотри в Приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Смотри в Приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л.И. Тихомирова | Биотехнология растений. Практикум : учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Л.И. Тихомирова | Биотехнология растений. Лабораторный практику.: основная | Алтайский гос. университет, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Л.И. Тихомирова | Биотехнология растений: Хрестоматия | Барнаул : Изд-во АлтГУ,, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.4 | Л.И. Тихомирова | Биотехнология растений. Опорный конспект лекций: Основная | Алтайского гос. университета, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Вечернина Н. А. | Биотехнология растений: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 | |
Л2.2 | В.С. Шевелуха | Сельскохозяйственная биотехнология : | М.: Высш. шк, 1998 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курсы в Moodle "Биотехнология растений" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Power Point Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
007К | учебно-научная лаборатория биотехнологии - для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья и шкафы; весовой стол; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; автоклав (стерилизатор паровой ГК – 25); микроскоп биологический Микромед 1 (вар. 3-20); металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); бокс бактериальной воздушной среды БАВп-01- «Ламинар-С» -1,2 (221.120); ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400; электроплитка; респиратор; противогаз; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины: Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут. Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут. Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю. Подготовка к практическому занятию – 2 час. Подготовка к лабораторному занятию – 2 час. 2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»). Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий: А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут). Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут). В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке. Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи. Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется). Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф, какие новые понятия введены, каков их смысл, что даст это на практике? |