МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биотехнология растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильАналитическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_АХ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Тихомирова Л.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.;к.х.н., доцент, Катраков И.Б.

Рабочая программа дисциплины
Биотехнология растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 ХИМИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать понимание общих закономерностей протекания морфогенеза растений в культуре in vitro и особенностей культивирования клеток и тканей на искусственных питательных средах с целью разработки основ биотехнологий получения растительного сырья.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ПК-2 владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. Историю метода, способы и области применения культуры клеток и тканей растений. Особенности микроклонального размножение, его достоинства и недостатки, методы микроклонального размножения растений. Способы получение безвирусных растений и криоконсервации культивируемых клеток как метода сохранения генофонда. Иметь представление об основных технологических этапах микроразмножения растений, а также о современных тенденциях в области получения растительной массы,как возобновляемого источника лекарственного сырья - альтернативу природным запасам объектов фармацевтических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.Делать предположения о протекании морфогенеза в культуре ткани в зависимости от состава питательных сред и этапов культивирования растительного объекта. Использовать полученные теоретические знания в оптимизации процессов микроразмножения и оздоравливания объекта исследования; использовать полученные знания в написании соответствующего раздела в курсовой и выпускной (квалификационной) работе специалиста;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть методами клонального микроразмножения и оздоровления растений. Обладать навыками приготовления питательных сред, стерилизации растительных объектов, работы в ламинарбоксе и в зале гидропонных установок.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биотехнология, как наука
1.1. Биотехнология как наука. Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на 2012-2020 гг. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3
1.2. Биотехнология, как наука Лабораторные 2 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.2
1.3. Практическая работа 1 Современная биотехнология растений, как наука и отрасль производства. Принципы культивирования клеток и тканей высших растений Практические 2 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3
1.4. Практическая работа 2 Структура Отдела биотехнологии растений Практические 2 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.4, Л1.1, Л1.3
1.5. Биотехнология, как наука Сам. работа 2 18 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Культивирование клеток и тканей растений
2.1. Культивирование клеток и тканей растений Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
2.2. Культивирование клеток и тканей растений Лабораторные 2 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Практическая работа 3 Типы культур клеток и тканей растений Практические 2 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
2.4. Практическая работа 4 Биотехнологии на основе культивируемых клеток и тканей растений Практические 2 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.4, Л1.1
2.5. Практическая работа 5 Культура изолированных клеток и тканей в селекции и генной инженерии Практические 2 4 ОПК-1, ПК-2 Л1.4, Л1.1, Л1.3
2.6. Культивирование клеток и тканей растений Сам. работа 2 20 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Клональное микроразмножение и оздоровление растений
3.1. Микроклональное размножение и сохрание растений Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3
3.2. Клональное микроразмножение и оздоровление растений Лабораторные 2 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Практическая работа 6 Основные методы регенерации растений in vitro Практические 2 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3
3.4. Клональное микроразмножение и оздоровление растений Сам. работа 2 16 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Морфогенез растений в культуре in vitro
4.1. Практическая работа 7 Факторы, влияющие на процессы регенерации Практические 2 2 ОПК-1, ПК-2 Л1.4, Л1.1, Л1.3
4.2. Методы изучения морфогенеза. Особенности протекания морфогенеза в культуре ткани. Этапы морфогенеза. Гистологический анализ как метод изучения морфогенеза на тканевом уровне. Морфогенез ириса в культуре ткани. Лекции 2 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3
4.3. Морфогенез растений в культуре in vitro Лабораторные 2 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Практическая работа 8 Методы гистологии в изучении морфогенеза растений in vitro Практические 2 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3
4.5. Морфогенез растений в культуре in vitro Сам. работа 2 14 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л.И. Тихомирова Биотехнология растений. Практикум : учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Л.И. Тихомирова Биотехнология растений. Лабораторный практику.: основная Алтайский гос. университет, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.3 Л.И. Тихомирова Биотехнология растений: Хрестоматия Барнаул : Изд-во АлтГУ,, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.4 Л.И. Тихомирова Биотехнология растений. Опорный конспект лекций: Основная Алтайского гос. университета, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вечернина Н. А. Биотехнология растений: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009
Л2.2 В.С. Шевелуха Сельскохозяйственная биотехнология : М.: Высш. шк, 1998
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Биотехнология растений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
007К учебно-научная лаборатория биотехнологии - для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья и шкафы; весовой стол; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; автоклав (стерилизатор паровой ГК – 25); микроскоп биологический Микромед 1 (вар. 3-20); металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); бокс бактериальной воздушной среды БАВп-01- «Ламинар-С» -1,2 (221.120); ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400; электроплитка; респиратор; противогаз; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины.
Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
Подготовка к лабораторному занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф, какие новые понятия введены, каков их смысл, что даст это на практике?