МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы отечественной истории XIX - начала XX века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Бочковская В.И.

Рабочая программа дисциплины
Основы отечественной истории XIX - начала XX века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Основы отечественной истории XIX - начала XX века" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и процесса развития истории искусства, роль насилия и толерантности в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия учебной дисциплины, хронологию и периодизацию исторического процесса, движущие силы истории (в России и на мировой арене), имена исторических деятелей и памятники культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать приобретенные знания в контексте индивидуального развития и в рамках будущей профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Понятийным аппаратом учебной дисциплины, навыками работы с историческими источниками, ведения дискуссии по спорным вопросам исторической науки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Россия в первой половине XIX в.
1.1. Внутренняя политика и социально-экономическое развитие России при Александре I. Лекции 3 2 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Внутренняя политика и социально-экономическое развитие России при Александре I Сам. работа 3 4 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Внешняя политика России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 г. Сам. работа 3 6 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Движение декабристов. Восстание 14 декабря 1825 г. Практические 3 2 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Внутренняя политика Николая I. Экономическое развитие России в первой половине XIX в. Сам. работа 3 6 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Общественное движение 30-50-х гг. XIX вв. Сам. работа 3 6 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Кавказская война. Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в. Крымская война Сам. работа 3 8 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Россия во второй половине XIX - начале XX вв.
2.1. Внутренняя политика Александра II. Либеральные реформы 60 -70 х гг. Лекции 3 2 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Подготовка и проведение реформ по отмене крепостного права. Условия получения личной свободы и земельного надела. Реакция крестьянства на реформу. Сам. работа 3 4 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Общественно-политическое движение 60-70-х гг. XIX в. Народничество. Лекции 3 2 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Идеологические основы народничества Сам. работа 3 4 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Внутренняя политика Александра III Практические 3 2 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Внутренняя политика Александра III Сам. работа 3 4 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX – начале XX вв. Сам. работа 3 8 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Внешняя политика России во второй половине XIX – начале XX вв. Сам. работа 3 8 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.9. Зачет 3 4 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А., Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник М.: Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). В 2 т.: учебное пособие СПБ: «Дмитрий Буланин» // ЭБС "Юрайт", 2003 www.biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Почепкина Е.В. Отечественная история: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2012 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 «История России XIX век» xix-vek.ru
Э2 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э3 Исторические карты sunapse.ru
Э4 Образовательный сайт «Российская история» sunapse.ru
Э5 Российская империя. История государства Российского. Раздел исторический архив www.rusempire.ru
Э6 Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы historydoc.edu.ru
Э7 Сайт Российской национальной библиотеки www.nlr.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. в приложении