Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия |
Специализация | Органическая химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_05_01_ФиПХ_ох-5-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.
1.1. | овладеть теоретическими основами хроматографии органических соединений, применять газожидкостную хроматографию для решения качественного и количественного анализа веществ, ознакомиться со спецификой работы с набивными и капиллярными колонками, универсальными и селективными детекторами, а также знать области применения хроматографических методов анализа; овладеть теоретическими основами газожидкостной хроматографии, освоить технику и методики самостоятельной работы на газовых хроматографах при снятии |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ОПК-6 | владением нормами техники безопасности и умением реализовать их в лабораторных и технологических условиях |
ПК-2 | владением навыками использования современной аппаратуры при проведении научных исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные блоки хроматографа; - основные приемы работы на хроматографе - нормы техники безопасности при работе на газовом хроматографе; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - работать на хроматографе. - реализовывать нормы техники безопасности при работе на газовом хроматографе; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - выполнения эксперимента с использованием хроматографического оборудования. - безопасной работы при выполнении хроматографии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сущность хроматографии. Хроматограмма. | ||||||
1.1. | Физико-химические основы хроматографического процесса. Основные понятия и определения. Изотермы адсорбции. Абсорбция газа. Диффузия в газовой фазе. Сущность и классификация методов хроматографии. | Лекции | 9 | 6 | ПК-2 | Л1.1 |
1.2. | Приготовление набивных колонок. | Практические | 9 | 4 | ПК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
1.3. | Сущность и классификация методов хроматографии. | Сам. работа | 9 | 10 | ПК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Подвижные и неподвижные фазы. | ||||||
2.1. | Подвижные и неподвижные фазы. Твердые носители. Адсорбент. Методы нанесения НЖФ. | Лекции | 9 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
2.2. | Приготовление капиллярных колонок для ГХЖ. | Практические | 9 | 4 | ПК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
2.3. | Подвижные и неподвижные фазы. | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Аппаратурное оформление: хроматографические колонки. | ||||||
3.1. | Система подготовки газов. Хроматографические колонки. Детекторы. Система термостатирования. | Лекции | 9 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
3.2. | Оценка качества набивных колонок. | Практические | 9 | 6 | ПК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
3.3. | Аппаратурное оформление: хроматографические колонки. | Сам. работа | 9 | 10 | ПК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Аппаратурное оформление: Детекторы. | ||||||
4.1. | Критерии оценки детекторов (чувствительность, предел детектирования, линейность, инерционность, селективность). Типы детекторов и их характеристики (ДЭЗ, ДИП, ДТИ, ДПФ, ДТП). Сравнительная характеристика газохроматографических детекторов. | Лекции | 9 | 4 | ПК-2 | Л1.1 |
4.2. | Методы оценки хроматограмм. | Сам. работа | 9 | 12 | ПК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Газохроматографический анализ: качественный и количественный анализ. | ||||||
5.1. | Газохроматографический анализ: качественный и количественный анализ. Методы расчета концентраций анализируемых веществ. | Лекции | 9 | 4 | ПК-2 | Л1.1 |
5.2. | Качественный анализ по параметрам удерживания. | Практические | 9 | 6 | ПК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.3 |
5.3. | Количественный анализ смеси методом стандартной добавки. | Практические | 9 | 6 | ПК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.3 |
5.4. | Количественный анализ смеси методом абсолютной калибровки. | Практические | 9 | 6 | ПК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.3 |
5.5. | Методы оценки хроматограмм. | Сам. работа | 9 | 20 | ПК-2, ОПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Другов Ю.С., Зенкевич И.Г., Родин А.А. | Газохроматографическая идентификация загрязнений воздуха, воды, почвы и биосред: практ. руководство: | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Вяхирев Д.А., Шушунова А.Ф. | Руководство по газовой хроматографии: учеб. пособие для вузов | М.: Высшая школа, 1987 | |
Л2.2 | Царев Н.И., Царев В.И., Катраков И.Б. | Практическая газожидкостная хроматография: учебное пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2000 | |
Л2.3 | Коренман Я.И. | Практикум по аналитической химии: Хроматографические методы анализа: учеб. пособие для вузов: | Воронеж: Б.и., 2000 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Пакет Microsoft Office. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Научная библиотека АлтГУ: http://www.lib.asu.ru Библиотечно-информационная система «Реферативный журнал» по 2009: http://www.lib.asu.ru:8082/ Книги и журналы издательства Springer: http://link.springer.com Книги и журналы издательства Elsevier: http://www.sciencedirect.com Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru |
Методические указания к самостоятельной работе Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Методические указания к лекционным занятиям При подготовке к лекции рекомендуется: 1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4. психологически настроиться на лекцию. Методические указания к выполнению практических работ Практические занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий: 1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов; 2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения практических работ; 3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов практических работ; Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению практической работы. Структура практического занятия: 1. Объявление темы, цели и задач занятия. 2. Проверка теоретической подготовки студентов к практическому занятию. 3. Выполнение практической работы. 4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов). 5. Проверка отчетов по практической работе. В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения практической работы. Задания в ходе практической работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Методические указания к зачету Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается зачетом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине. Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. |