МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в газожидкостную хроматографию

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияОрганическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ_ох-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 58
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 58 58 58 58
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Введение в газожидкостную хроматографию

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладеть теоретическими основами хроматографии органических соединений, применять газожидкостную хроматографию для решения качественного и количественного анализа веществ, ознакомиться со спецификой работы с набивными и капиллярными колонками, универсальными и селективными детекторами, а также знать области применения хроматографических методов анализа; овладеть теоретическими основами газожидкостной хроматографии, освоить технику и методики самостоятельной работы на газовых хроматографах при снятии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 владением нормами техники безопасности и умением реализовать их в лабораторных и технологических условиях
ПК-2 владением навыками использования современной аппаратуры при проведении научных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные блоки хроматографа;
- основные приемы работы на хроматографе
- нормы техники безопасности при работе на газовом хроматографе;
3.2.Уметь:
3.2.1.- работать на хроматографе.
- реализовывать нормы техники безопасности при работе на газовом хроматографе;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- выполнения эксперимента с использованием хроматографического оборудования.
- безопасной работы при выполнении хроматографии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность хроматографии. Хроматограмма.
1.1. Физико-химические основы хроматографического процесса. Основные понятия и определения. Изотермы адсорбции. Абсорбция газа. Диффузия в газовой фазе. Сущность и классификация методов хроматографии. Лекции 9 6 ПК-2 Л1.1
1.2. Приготовление набивных колонок. Практические 9 4 ПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.3. Сущность и классификация методов хроматографии. Сам. работа 9 10 ПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Подвижные и неподвижные фазы.
2.1. Подвижные и неподвижные фазы. Твердые носители. Адсорбент. Методы нанесения НЖФ. Лекции 9 2 ПК-2 Л1.1
2.2. Приготовление капиллярных колонок для ГХЖ. Практические 9 4 ПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.3. Подвижные и неподвижные фазы. Сам. работа 9 6 ПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Аппаратурное оформление: хроматографические колонки.
3.1. Система подготовки газов. Хроматографические колонки. Детекторы. Система термостатирования. Лекции 9 2 ПК-2 Л1.1
3.2. Оценка качества набивных колонок. Практические 9 6 ПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.3, Л2.1
3.3. Аппаратурное оформление: хроматографические колонки. Сам. работа 9 10 ПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Аппаратурное оформление: Детекторы.
4.1. Критерии оценки детекторов (чувствительность, предел детектирования, линейность, инерционность, селективность). Типы детекторов и их характеристики (ДЭЗ, ДИП, ДТИ, ДПФ, ДТП). Сравнительная характеристика газохроматографических детекторов. Лекции 9 4 ПК-2 Л1.1
4.2. Методы оценки хроматограмм. Сам. работа 9 12 ПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Газохроматографический анализ: качественный и количественный анализ.
5.1. Газохроматографический анализ: качественный и количественный анализ. Методы расчета концентраций анализируемых веществ. Лекции 9 4 ПК-2 Л1.1
5.2. Качественный анализ по параметрам удерживания. Практические 9 6 ПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.3
5.3. Количественный анализ смеси методом стандартной добавки. Практические 9 6 ПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.3
5.4. Количественный анализ смеси методом абсолютной калибровки. Практические 9 6 ПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.3
5.5. Методы оценки хроматограмм. Сам. работа 9 20 ПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Другов Ю.С., Зенкевич И.Г., Родин А.А. Газохроматографическая идентификация загрязнений воздуха, воды, почвы и биосред: практ. руководство: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вяхирев Д.А., Шушунова А.Ф. Руководство по газовой хроматографии: учеб. пособие для вузов М.: Высшая школа, 1987
Л2.2 Царев Н.И., Царев В.И., Катраков И.Б. Практическая газожидкостная хроматография: учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2000
Л2.3 Коренман Я.И. Практикум по аналитической химии: Хроматографические методы анализа: учеб. пособие для вузов: Воронеж: Б.и., 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Пакет Microsoft Office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная библиотека АлтГУ: http://www.lib.asu.ru
Библиотечно-информационная система «Реферативный журнал» по 2009: http://www.lib.asu.ru:8082/
Книги и журналы издательства Springer: http://link.springer.com
Книги и журналы издательства Elsevier: http://www.sciencedirect.com
Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к лекционным занятиям

При подготовке к лекции рекомендуется:
1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. психологически настроиться на лекцию.

Методические указания к выполнению практических работ

Практические занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения практических работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов практических работ;
Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению практической работы.
Структура практического занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к практическому занятию.
3. Выполнение практической работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по практической работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения практической работы. Задания в ходе практической работы выполняется в соответствии с методическими указаниями.

Методические указания к зачету

Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается зачетом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.