МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные задачи современной химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильСверхкритические флюидные технологии в производстве фармацевтических препаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_СКФ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 48 48 48 48
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент , Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные задачи современной химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Осмысление, систематизация представлений в области современной органической химии и формирование представлений о наиболее актуальных проблемах современной теоретической и экспериментальной химии.
Формирование у студентов представлений о современных проблемах в области физической химии и путях их решений.
Дать магистрантам краткий обзор и анализ методологических подходов, которыми оперирует современная неорганическая химия при решении прикладных, в первую очередь материаловедческих, задач.
Усвоение современных проблем аналитической химии и адаптирование магистров химии к условиям быстро изменяющейся информационной среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ОПК-3 способностью реализовать нормы техники безопасности в лабораторных и технологических условиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные задачи и основные направления развития неорганической химии;
основные направления развития современной органической химии;
основные положения супрамолекулярной химии и супрамолекулярных связях;
теоретические основы физической химии
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические представления основных разделов неорганической химии при исследовании и описании химических явлений, строения и свойств веществ;
на основе тенденций развития органической химии уметь прогнозировать новые области и точки роста в свой профессиональной области
применять законы физической химии при решении модельных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками исследования и описания строения и свойств веществ, протекания химических явлений с применением теоретических представлений основных разделов неорганической химии;
теоретического осмысления достижений в облсти органической химии
способен применять физико-химические законы при решении профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Актуальные задачи современной органической химии
1.1. Основные направления в химической переработке природного органического сырья Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3
1.2. Основные направления в химической переработке природного органического сырья Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3
1.3. Зелёная химия: очередная промышленная революция? Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3
1.4. Зелёная химия Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3
1.5. Новые нетрадиционные методы проведения химических процессов в органической химии Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3
1.6. Микроволновая химия Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3
1.7. Механохимия Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3
1.8. Биотопливо Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3
1.9. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.3
Раздел 2. Актуальные задачи современной физической химии
2.1. Основные понятия и определения, постановка задач, общие проблемы современной физической химии. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.1
2.2. Концепция строения вещества в теории термополевой динамики. Классические структуры физического поля звука как топологические особенности голдстоуновского конденсата Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.1
2.3. Концепция квантово-полевой химии вещества. Классические структуры вещества как топологические особенности голдстоуновского конденсата физического поля света Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.1
2.4. Развитие основных понятий физической химии конденсированного состояния вещества: макроуровень, микроуровень, наноуровень, атомный уровень. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.1
2.5. Развитие основных понятий физической химии конденсированного состояния вещества: фемтосекундные процессы эволюции наночастиц. Проблемы измерения в физической химии наносистем Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.1
2.6. Развитие основных понятий физической химии конденсированного состояния вещества: бозе- эйнщтейновский конденсат атомов. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.1
2.7. Этапы формирования понятия энтропия. Физическая энтропия Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.8. Информационная энтропия. Термодинамическая и статистическая энтропия. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.1
2.9. Информационная итермодинамическая энтропии. Сравнение энтропии с информацией. Второй закон термодинамики. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.10. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами Сам. работа 1 3 ОПК-1 Л1.1
Раздел 3. Актуальные задачи современной неорганической химии
3.1. Строение атома и периодический закон Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3
3.2. Современные проблемы теории строения атома Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3
3.3. Периодический закон, периодическая система Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3
3.4. Современные проблемы химической связи Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3
3.5. Химическая связь Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-3 Л1.3
3.6. Современные проблемы неорганического материаловедения Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.4
3.7. Современные технологии неорганического синтеза Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.4
3.8. Химия в экстремальных и экзотических условиях Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.4
3.9. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.4
Раздел 4. Актуальные задачи современной аналитической химии
4.1. Аналитическая химия как междисциплинарная наука Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.2
4.2. Аналитическая химия в блоке химических дисциплин магистров химии Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.2
4.3. Современное состояние и тенденции развития методов химического анализа Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.2
4.4. Обзор современных проблем аналитической химии Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.2
4.5. Современные методы разделения и концентрирование веществ. Подготовка аналитических образцов сложных матриц. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.2
4.6. Современное состояние экстракционных методов. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.2
4.7. Разработка перспективных экстракционных систем. Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-3 Л1.2
4.8. Современные комбинированные и гибридные методы химического анализа Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.2
4.9. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приведены в ФОС в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приведены в ФОС в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приведен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Безносюк С.А, Потекаев А.И. Жуковский М.С., Жуковская Т.М., Фомина Л.В. Многоуровневое строение, физико-химические и информационыые свойства вещества: Изд: НТЛТомск,, 2005
Л1.2 И.Г.Зенкевич и др. под ред. Л.Н.Москвина. Аналитическая химия в 3-х томах. Т.1 Методы идентификации и определения веществ. -575с. Т.2 Методы разделения веществ и гибридные методы анализа. -300 с. Т.3 Химический анализ. -365 с.: учебник для студентов высших учебных заведений/И.Г.Зенкевич и др. под ред. Л.Н.Москвина.- М.: Издательский центр «Академия».- 2008: учебник для студентов высших учебных заведений М.: Издательский центр «Академия»., 2008
Л1.3 Вольхин, Владимир Васильевич Общая химия. Избранные главы : учеб. пособие для вузов: Лань,
Л1.4 Кнотько А.В. Химия твердого тела: учебное пособие М.: Академия, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Базаров И.П. Термодинамика: учебник СПб.: Лань, 2010 elibrary.sgu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Актуальные задачи современной органической химии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip;
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
Курс "Актуальные задачи современной органической химии" на платформе Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=138

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план занятия.
• Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к занятию.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• Выполнив изадания, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
• Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.