МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы отечественной истории XX века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Бочковская В.И.

Рабочая программа дисциплины
Основы отечественной истории XX века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Основы отечественной истории XX века" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и процесса развития истории искусства, роль насилия и толерантности в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия учебной дисциплины, хронологию и периодизацию исторического процесса, движущие силы истории (в России и на мировой арене), имена исторических деятелей и памятники культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать приобретенные знания в контексте индивидуального развития и в рамках будущей профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками сбора и систематизации информации, умением пользоваться аналитическими методами и синтетическими методами для выявления проблемы в рамках поставленных задач
навыками стилистического анализа художественных произведений; навыками сравнительного анализа художественных произведений, профессиональной терминологией
глубокими и системными знаниями о закономерностях и формах художественной практики в России ХХ в.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Россия в условях мировых войн и революций
1.1. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Лекции 4 2 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.2. Россия в начале XX века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития начала века. политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Практические 4 2 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.3. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и вначальный период Второй мировой войны. Великая отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война Сам. работа 4 10 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Великая отечественная война Сам. работа 4 14 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. СССР в послевоенные годы
2.1. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война Лекции 4 2 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Внешняя политика СССР в послевоенные годы Сам. работа 4 12 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Распад СССР
3.1. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. Практические 4 2 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. Сам. работа 4 12 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Сам. работа 4 12 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Зачет 4 4 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крамаренко Р.А. Отечественная история : Учебное пособие для вузов М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 г. www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.М. Соловьев Учебная книга русской истории: Учебное пособие для вузов М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт" , 2019 г. www.biblio-online.ru
Л2.2 В.А. Федоров История России 1861 - 1917 гг.: Учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 г. www.biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Почепкина Е.В. Отечественная история : Учебно-методическое пособие, ч. 1 Новосибирск: НГТУ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2012 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Исторические карты Режим доступа: http://sunapse.ru/rushistory/Map.html
Э2 Образовательный сайт «Российская история» Режим доступа: http://sunapse.ru/rushistory/index.html
Э3 Российская империя. История государства Российского. Раздел исторический архив. www.rusempire.ru
Э4 Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы historydoc.edu.ru
Э5 Сайт Российской национальной библиотеки www.nlr.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. в приложении