МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы отечественной истории до XIX века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Бочковская В.И.

Рабочая программа дисциплины
Основы отечественной истории до XIX века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Основы отечественной истории до XIX века" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и процесса развития истории искусства, роль насилия и толерантности в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории
- движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе
- движущие силы и закономерности исторического процесса и процесса развития истории искусства, роль насилия и толерантности в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
3.2.Уметь:
3.2.1.- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии
- объективно осмыслить исторический опыт российского прошлого
- выявить закономерности, тенденции исторического развития России ХХ века
- выразить и обосновать свою позицию по значимым вопросам российской истории
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения исторических знаний в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении
- навыками анализа исторических источников, в том числе при оценке современных тенденций развития общества
- навыками ведения диалога, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике
- навыками ретроспективного анализа, в том числе при оценке современных тенденций развития общества
- культурой исторического мышления; способностью к восприятию, обобщению, анализу исторической информации; способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук.
1.1. История как наука. Сущность, функции и развитие исторического знания. Основные подходы к изучению истории Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Особенности становления государственности в России
2.1. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства Лекции 2 4 ОК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Славяне в системе Древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Роль миграции, индоевропейская языковая группа. Великое переселение народов III – V вв. и славянский мир Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в.
3.1. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Европа и кочевая агрессия XIII в.: основные этапы и последствия. Своеобразие отношений Руси и Орды. Особенности ига. Агрессия европейских феодалов - рыцарей. Значение религиозно-политической деятельности Александра Невского Практические 2 2 ОК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Эволюция монархии в России в XVII-XVIII вв.: сословно - представительная, самодержавная монархия, абсолютизм Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Европа и кочевая агрессия XIII в.: основные этапы и последствия. Своеобразие отношений Руси и Орды. Особенности ига. Агрессия европейских феодалов - рыцарей. Значение религиозно-политической деятельности Александра Невского Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Этапы объединения земель Великороссии Лекции 2 2 ОК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Роль православной церкви в объединении земель. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв. Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России. Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.4. Московская Русь в XVI в. Практические 2 2 ОК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Россия в XVII - XVIII вв.
5.1. «Смутное время» в истории России: причины, характерные черты, альтернативы общественно-политического развития страны. Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.2. Эволюция государственного строя при первых Романовых: причины перехода от сословно-представительной к самодержавной монархии в России. Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.3. Реформы Петра I. Изменение системы управления и административно-территориального деления России. Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.4. «Просвещенный абсолютизм» как феномен развития Европы XVIII в. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.5. Основные направления внешней политики: разделы Польши, «восточный вопрос» и присоединение Крыма Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.6. Зачет 2 4 ОК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крамаренко Р.А. Отечественная история : Учебное пособие для вузов М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 г. www.biblio-online.ru
Л1.2 Д.О. Чуракова, С.А. Саркисян История России до ХХ века: Учебник и практикум для бакалавриата М.: Юрайт , 2018 г. www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.М. Соловьев Учебная книга русской истории: Учебное пособие для вузов М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт" , 2019 г. www.biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Почепкина Е.В. Отечественная история : Учебно-методическое пособие, ч. 1 Новосибирск: НГТУ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2012 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э2 Исторические карты sunapse.ru
Э3 Образовательный сайт «Российская история» sunapse.ru
Э4 Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы historydoc.edu.ru
Э5 Сайт Российской национальной библиотеки www.nlr.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. в приложении