Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "Основы отечественной истории до XIX века" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.10 |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ПК-5 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и процесса развития истории искусства, роль насилия и толерантности в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории - движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе - движущие силы и закономерности исторического процесса и процесса развития истории искусства, роль насилия и толерантности в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии - объективно осмыслить исторический опыт российского прошлого - выявить закономерности, тенденции исторического развития России ХХ века - выразить и обосновать свою позицию по значимым вопросам российской истории |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками применения исторических знаний в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении - навыками анализа исторических источников, в том числе при оценке современных тенденций развития общества - навыками ведения диалога, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике - навыками ретроспективного анализа, в том числе при оценке современных тенденций развития общества - культурой исторического мышления; способностью к восприятию, обобщению, анализу исторической информации; способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук. | ||||||
1.1. | История как наука. Сущность, функции и развитие исторического знания. Основные подходы к изучению истории | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 2. Особенности становления государственности в России | ||||||
2.1. | Особенности социально-политического развития Древнерусского государства | Лекции | 2 | 4 | ОК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.2. | Славяне в системе Древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Роль миграции, индоевропейская языковая группа. Великое переселение народов III – V вв. и славянский мир | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в. | ||||||
3.1. | Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.2. | Европа и кочевая агрессия XIII в.: основные этапы и последствия. Своеобразие отношений Руси и Орды. Особенности ига. Агрессия европейских феодалов - рыцарей. Значение религиозно-политической деятельности Александра Невского | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.3. | Эволюция монархии в России в XVII-XVIII вв.: сословно - представительная, самодержавная монархия, абсолютизм | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.4. | Европа и кочевая агрессия XIII в.: основные этапы и последствия. Своеобразие отношений Руси и Орды. Особенности ига. Агрессия европейских феодалов - рыцарей. Значение религиозно-политической деятельности Александра Невского | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв. | ||||||
4.1. | Этапы объединения земель Великороссии | Лекции | 2 | 2 | ОК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
4.2. | Роль православной церкви в объединении земель. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
4.3. | Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
4.4. | Московская Русь в XVI в. | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 5. Россия в XVII - XVIII вв. | ||||||
5.1. | «Смутное время» в истории России: причины, характерные черты, альтернативы общественно-политического развития страны. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
5.2. | Эволюция государственного строя при первых Романовых: причины перехода от сословно-представительной к самодержавной монархии в России. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
5.3. | Реформы Петра I. Изменение системы управления и административно-территориального деления России. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
5.4. | «Просвещенный абсолютизм» как феномен развития Европы XVIII в. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
5.5. | Основные направления внешней политики: разделы Польши, «восточный вопрос» и присоединение Крыма | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
5.6. | Зачет | 2 | 4 | ОК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Крамаренко Р.А. | Отечественная история : Учебное пособие для вузов | М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 г. | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Д.О. Чуракова, С.А. Саркисян | История России до ХХ века: Учебник и практикум для бакалавриата | М.: Юрайт , 2018 г. | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | С.М. Соловьев | Учебная книга русской истории: Учебное пособие для вузов | М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт" , 2019 г. | www.biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Почепкина Е.В. | Отечественная история : Учебно-методическое пособие, ч. 1 | Новосибирск: НГТУ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2012 г. | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова | www.hist.msu.ru | ||
Э2 | Исторические карты | sunapse.ru | ||
Э3 | Образовательный сайт «Российская история» | sunapse.ru | ||
Э4 | Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы | historydoc.edu.ru | ||
Э5 | Сайт Российской национальной библиотеки | www.nlr.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
см. в приложении |