МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биотехнология для медицины

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильРазработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 6
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Тихомирова Л.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.;к.х.н., доцент, Катраков И.Б.

Рабочая программа дисциплины
Биотехнология для медицины

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний особенностей строения и применения в медицине основных классов биополимеров и основных принципов биотехнологического процесса в производстве лекарственных препаратов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения
ОПК-2 Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ в избранной области химии или смежных наук
ПК-1 Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные понятия и теоретические основы биохимии и биотехнологии;
-особенности строения и применения в медицине основных классов биополимеров и метаболитов живой клетки;
-основные принципы биотехнологического процесса и производства лекарственных препаратов;
-систему GLP-GCP И GMP для производства и контроля качества лекарственных средств, полученных биотехнологическими методами.
3.2.Уметь:
3.2.1.-классифицировать биообъекты как продуценты лечебных, профилактических и диагностических средств;
-использовать методы протеомики и геномики в разработке лекарственных средств;
-разрабатывать схемы культивирования штаммов продуцентов биополимеров;
-выбирать схемы и методы для выделения и очистки биополимеров в зависимости от их физико-химических свойств;
-прогнозировать физические, химические и медико-биологические свойства биополимеров;
-описывать механизмы основных типов химических превращений в живой клетке;
-планировать эксперименты по биосинтезу биополимеров и вторичных метаболитов в клетках про и эукариот.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современная биотехнология. Геномика и протеомика.
1.1. 1. Современная биотехнология – одно из основных направлений научно-технического прогресса. Лекции 4 3 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
1.2. 2. Геномика и протеомика. Их значение для современной биотехнологии. Лекции 4 3 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
1.3. Введение в современную биотехнологию Практические 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
1.4. Современная биотехнология. Геномика и протеомика Сам. работа 4 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
Раздел 2. Биотехнологические производственные системы.
2.1. Биообъекты и биотехнологические производства Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
2.2. GMP применительно к биотехнологическому производству Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
2.3. Биообъекты и биотехнологическое производство Практические 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
2.4. Правила надлежащей производственной практики применительно к биотехнологии (международные стандарты GMP) Практические 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
2.5. Биотехнологические производственные системы Сам. работа 4 18 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
Раздел 3. Биомедицинские технологии
3.1. Клеточные технологии в медицине, фармации и биотехнологии Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.2. Биотехнологии культур клеток растений Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.3. Антибиотики Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.4. Пробиотики Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.5. Современные раневые покрытия Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.6. Антибиотики Практические 4 3 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.7. Культуры клеток растений, как источник получения биологически активных веществ Практические 4 3 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.8. Клеточные и тканевые технологии для получения экономически важных веществ растительного происхождения Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.9. Клеточные технологии в медицине, фармации и биотехнологии Практические 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.10. Современные раневые покрытия Практические 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.11. Прбиотики Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.12. Заслушивание докладов Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.13. Заключительное зачётное занятие Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.14. Биомедицинские технологии Сам. работа 4 26 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри в Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Смотри в Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри в Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орехов С.Н. Фармацевтическая биотехнология [Электронный ресурс]: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2013 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
007К учебно-научная лаборатория биотехнологии - для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья и шкафы; весовой стол; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; автоклав (стерилизатор паровой ГК – 25); микроскоп биологический Микромед 1 (вар. 3-20); металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); бокс бактериальной воздушной среды БАВп-01- «Ламинар-С» -1,2 (221.120); ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400; электроплитка; респиратор; противогаз; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины.
Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
Подготовка к лабораторному занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф, какие новые понятия введены, каков их смысл, что даст это на практике?