МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биотехнология для медицины

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильСверхкритические флюидные технологии в производстве фармацевтических препаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_СКФ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Тихомирова Л.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.;к.х.н., доцент, Катраков И.Б.

Рабочая программа дисциплины
Биотехнология для медицины

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 ХИМИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний особенностей строения и применения в медицине основных классов биополимеров и основных принципов биотехнологического процесса в производстве лекарственных препаратов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ПК-2 владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии
ПК-3 готовностью использовать современную аппаратуру при проведении научных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные понятия и теоретические основы биохимии и биотехнологии;
-особенности строения и применения в медицине основных классов биополимеров и метаболитов живой клетки;
-основные принципы биотехнологического процесса и производства лекарственных препаратов;
-систему GLP-GCP И GMP для производства и контроля качества лекарственных средств, полученных биотехнологическими методами.
3.2.Уметь:
3.2.1.-классифицировать биообъекты как продуценты лечебных, профилактических и диагностических средств;
-использовать методы протеомики и геномики в разработке лекарственных средств;
-разрабатывать схемы культивирования штаммов продуцентов биополимеров;
-выбирать схемы и методы для выделения и очистки биополимеров в зависимости от их физико-химических свойств;
-прогнозировать физические, химические и медико-биологические свойства биополимеров;
-описывать механизмы основных типов химических превращений в живой клетке;
-планировать эксперименты по биосинтезу биополимеров и вторичных метаболитов в клетках про и эукариот.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современная биотехнология. Геномика и протеомика.
1.1. 1. Современная биотехнология – одно из основных направлений научно-технического прогресса. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
1.2. 2. Геномика и протеомика. Их значение для современной биотехнологии. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
1.3. Введение в современную биотехнологию Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
1.4. Современная биотехнология. Геномика и протеомика Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 2. Биотехнологические производственные системы.
2.1. Биообъекты и биотехнологические производства Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
2.2. GMP применительно к биотехнологическому производству Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
2.3. Биообъекты и биотехнологическое производство Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
2.4. Правила надлежащей производственной практики применительно к биотехнологии (международные стандарты GMP) Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
2.5. Биотехнологические производственные системы Сам. работа 3 20 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
Раздел 3. Биомедицинские технологии
3.1. Клеточные технологии в медицине, фармации и биотехнологии Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
3.2. Биотехнологии культур клеток растений Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
3.3. Антибиотики Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
3.4. Пробиотики Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
3.5. Современные раневые покрытия Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
3.6. Антибиотики Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
3.7. Культуры клеток растений, как источник получения биологически активных веществ Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
3.8. Клеточные и тканевые технологии для получения экономически важных веществ растительного происхождения Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
3.9. Клеточные технологии в медицине, фармации и биотехнологии Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
3.10. Современные раневые покрытия Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
3.11. Прбиотики Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
3.12. Заслушивание докладов Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
3.13. Заключительное зачётное занятие Практические 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
3.14. Биомедицинские технологии Сам. работа 3 30 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри в Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Смотри в Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри в Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орехов С.Н. Фармацевтическая биотехнология [Электронный ресурс]: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2013 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
007К учебно-научная лаборатория биотехнологии - для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья и шкафы; весовой стол; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; автоклав (стерилизатор паровой ГК – 25); микроскоп биологический Микромед 1 (вар. 3-20); металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); бокс бактериальной воздушной среды БАВп-01- «Ламинар-С» -1,2 (221.120); ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400; электроплитка; респиратор; противогаз; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины.
Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
Подготовка к лабораторному занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф, какие новые понятия введены, каков их смысл, что даст это на практике?