МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы этнологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 184
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 184 184 184 184
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы этнологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является знакомство студентов с основами этнологической науки. Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
1. Характеристика этнологии как науки о народах-этносах. В процессе решения данной цели предполагается раскрыть вопросы:
 место этнологии в системе специальных и общеобразовательных дисциплин;
 объект и предмет этнологии;
 понятия и проблемы этнологии;
 источники и методика этнологических исследований;
 прикладные аспекты этнологии;
 критерии классификации народов мира.
2. Анализ научных концепций в этнологии. Данная задача включает в себя три общих вопроса:
 обзор направлений и научных школ в зарубежной этнологии, их представители в России;
 теоретико-методологические и эмпирические разработки в отечественной этнологии;
 современные концепции в мировой этнологии.
3. Создание у слушателей цельной этнической и этнокультурной картины мира. В круг вопросов настоящей задачи входят:
 классификация этносов (этнических общностей);
 освещение проблем этногенеза и главных этапов этнической истории народов;
 хозяйственно-культурная характеристика этнических общностей или населения отдельных регионов;
 особенности социальной структуры и общественных, семейно-брачных отношений в рамках отдельных этносов или их групп;
 тенденции этнического и этносоциального развития народов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Историю и региональные особенности этнокультуры народов мира, виды этнографических источников
- Методы сбора и анализа этнографического материала
3.2.Уметь:
3.2.1.- Классифицировать этнологические источники
- Методы сбора и анализа этнографического материала
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Навыками исследовательской работы; навыками поиска информации из разных источников
- Навыками работы с этнографическими материалами для проектирования изделий декоративно-прикладного искусства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные проблемы этнологической науки
1.1. Основные понятия этнологии. Объект и предмет этнологии, ее функции, методы и источниковая база. Лекции 9 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Виды этнографических источников и их классификация. Методы сбора и анализа этнографического материала. Практические 9 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Основные понятия этнологии. Объект и предмет этнологии, ее функции, методы и источниковая база. Сам. работа 9 14 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Виды этнографических источников и их классификация. Методы сбора и аналдиза этнографического материала. Сам. работа 9 14 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. История этнологической науки
2.1. Основные этапы истории этнологической науки в России и за рубежом Лекции 9 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Научные этнологические центры России Сам. работа 9 14 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Народы Австралии и Океании
3.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Лекции 9 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
3.2. Освоение человеком Австралии и Океании Сам. работа 9 14 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Народы Америки
4.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Лекции 9 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.2. Особенности культуры населения Америки Практические 9 6 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.3. Освоение человеком Америки Сам. работа 9 12 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Народы Африки
5.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Лекции 9 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
5.2. Особенности культуры населения Африки Практические 9 4 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
5.3. Африка как прародина человечества Сам. работа 9 12 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Народы Западной Азии
6.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Сам. работа 9 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
6.2. Особенности культуры населения Западной Азии Практические 9 4 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
6.3. Современные проблемы развития региона Сам. работа 9 12 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 7. Народы Южной и Восточной Азии
7.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Сам. работа 9 12 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
7.2. Особенности культуры населения Южной и Восточной Азии Практические 9 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
7.3. Современные проблемы развития региона Сам. работа 9 14 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 8. Народы Сибири
8.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Сам. работа 9 16 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
8.2. Особенности культуры населения Сибири Практические 9 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
8.3. Современные проблемы развития региона Сам. работа 9 16 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 9. Народы Западной и Восточной Европы
9.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Сам. работа 9 16 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
9.2. Особенности культуры населения Западной и Восточной Европы Практические 9 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
9.3. Современные проблемы развития региона Сам. работа 9 16 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Козьмин В.А., Бузин В.С. Этнология (этнография): Учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тавадов Г.Т. Этнология: Учебник М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К" // ЭБС "Университетская библиотека онлайн" , biblioclub.ru
Л2.2 Бажуков В.И., Социальная и культурная антропология: Учебник и практикум для академического бакалавриата М. Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. www.biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Назаров И.И. Этнология и социальная антропология : Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата барнаул: Издательство Алтайского государственного университета // ЭБС Алтайского государственного университета, 2015 г. elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук www.iea.ras.ru
Э2 Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского ethnography.omskreg.ru
Э3 Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук www.kunstkamera.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение