Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 19.03.01. Биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 19_03_01_Биотех-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 111 | 111 | 111 | 111 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.
1.1. | Формирование способности использовать современные тенденции в разработке рекомбинантных вакцин и физико-химические основы стимуляции иммунной системы |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-9 | владением основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -основные понятия и теоретические основы вакцинологии; -особенности получения, состава, назначения и применения основных видов вакцин; - основные методы конструирования рекомбинантных вакцин -основные принципы производства рекомбинантных вакцин |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -классифицировать вакцины; -провести выбор определенного вида вакцин для защиты от конкретного патогена с учетом специфики иммунного ответа - охарактеризовывать способы получения вакцин в зависимости от их назначения; -качественно охарактеризовывать индуцированный вакциной иммунитет; - описывать физико-химические основы клеточного и гуморального иммунного ответа; -охарактеризовывать основные положения иммунопрофилактики и иммунотерапии; -планировать эксперименты по конструированию рекомбинантных вакцин |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -навыками планирования экспериментов по конструированию рекомбинантных вакцин; -представлениями о методах получения рекомбинантных вакцин; -методами прогнозирования физических и химических свойств рекомбинантных вакцин; - навыками оценки эффективности рекомбинантных вакцин; - представлениями о методах повышения иммуногенности вакцин (адъюванты, липосомы, цитокины и др) - навыками оценки индуцированного вакциной иммунитета ; - представлениями о производстве вакцин. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История развития и становления вакцинологии | ||||||
1.1. | Вакцинация. Основоположники современной иммунопрофилактики. Современный этап вакцинологии | Лекции | 8 | 2 | ПК-9 | |
1.2. | Вакцинация. Основоположники современной иммунопрофилактики. Современный этап вакцинологии. | Практические | 8 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.3 |
1.3. | Общие методы работы в лаборатории рекомбинантных вакцин. Техника безопасности. Физико-химические методы характеризации препарата рекомбинантной вакцины. | Лабораторные | 8 | 12 | ПК-9 | Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 8 | 11 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 2. Физико-химические основы клеточного и гуморального иммунного ответа | ||||||
2.1. | Иммунитет. Факторы неспецифической резистентности. | Лекции | 8 | 2 | ПК-9 | |
2.2. | Стадии и фазы развития специфического иммунного ответа | Лекции | 8 | 2 | ПК-9 | |
2.3. | Иммунитет. Факторы неспецифической резистентности. Стадии и фазы развития специфического иммунного ответа. | Практические | 8 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.3 |
2.4. | Оценка индуцированного вакциной специфического иммунитета. Определение гуморального иммунного ответа с помощью ИФА и иммуноблоттинга (с использованием коммерческих тест-систем) | Лабораторные | 8 | 12 | ПК-9 | Л2.2, Л2.1 |
2.5. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 8 | 22 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 3. Общие вопросы иммунопрофилактики и иммунотерапии | ||||||
3.1. | Специфическая и неспецифическая иммунотерапия | Лекции | 8 | 2 | ПК-9 | |
3.2. | Антигены, виды антигенов. Механизмы распознавания антигенов иммунной системой. | Лекции | 8 | 2 | ПК-9 | |
3.3. | Антитела, строение и функции. Использование антител в иммунотерапии. | Лекции | 8 | 2 | ПК-9 | |
3.4. | Специфическая и неспецифическая иммунотерапия. | Практические | 8 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.3 |
3.5. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-9 | |
Раздел 4. Вакцины (определение, классификация, характеристика) | ||||||
4.1. | Классификация вакцин по способу получения, происхождения и назначения. | Лекции | 8 | 2 | ПК-9 | |
4.2. | Методы вакцинации. Анатоксины. Аллергены и аллерговакцины | Лекции | 8 | 2 | ПК-9 | |
4.3. | Классификация вакцин по способу получения, происхождения и назначения | Практические | 8 | 4 | ПК-9 | Л1.1, Л2.3 |
4.4. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 8 | 22 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 5. Рекомбинантные вакцины | ||||||
5.1. | Генно-инженерные вакцины | Лекции | 8 | 2 | ПК-9 | |
5.2. | Лечебные (терапевтические) вакцины | Лекции | 8 | 2 | ПК-9 | |
5.3. | Генно-инженерные вакцины. Лечебные (терапевтические) вакцины | Практические | 8 | 4 | ПК-9 | Л1.1, Л2.3 |
5.4. | Характеристика фенотипа лимфоцитов с помощью моноклональных антител, меченных флюоресцентной меткой. | Лабораторные | 8 | 12 | ПК-9 | Л2.2, Л2.1 |
5.5. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 8 | 18 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 6. Показатели эффективности вакцин. Требования к производству вакцин | ||||||
6.1. | Показатели эффективности вакцин (иммунологическая, профилактическая, противоэпидемическая) | Лекции | 8 | 2 | ПК-9 | |
6.2. | Общие требования к производству и качеству медицинских иммунобиологических препаратов (вакцин). | Лекции | 8 | 2 | ПК-9 | |
6.3. | Показатели эффективности вакцин (иммунологическая, профилактическая, противоэпидемическая). Общие требования к производству и качеству медицинских иммунобиологических препаратов (вакцин). | Практические | 8 | 4 | ПК-9 | Л1.1, Л2.3 |
6.4. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 8 | 18 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.В. Цымбаленко | Биотехнология: учебное пособие | СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428265 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. П. Хлебова, Е. С. Яценко, Н. Ю. Сперанская | Практикум по биотехнологии. Культура клеток, тканей и органов : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Л. П. Хлебова, Н. Ю. Сперанская, Е. С. Яценко | Прикладная биотехнология : лаб. практикум : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | А.С. Сироткин, В.Б. Жукова | Теоретические основы биотехнологии : учебно-методическое пособие | Казань : КГТУ, 2010 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270560 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр | |||
Э2 | http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) | |||
Э3 | http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) | |||
Э4 | http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека | |||
Э5 | Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU | |||
Э6 | Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru | |||
Э7 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная); Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная). 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. • На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. • Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). • Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. • На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. • Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. • В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. • Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. • Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |