МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Первобытное искусство

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Первобытное искусство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Первобытное искусство» является формирование у студентов способности использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства на основе выявления основных тенденций и особенностей развития первобытного искусства Евразии.
В ходе освоения курса решаются следующие задачи:
- охарактеризовать этапы формирования и развития первобытного искусства от палеолита до раннего железного века в контексте всеобщей истории искусства
- раскрыть понятийный аппарат
- рассмотреть вопросы датировки, техники и интерпретации памятников наскального и мобильного искусства
- раскрыть актуальные проблемы первобытного искусства на современном этапе и пути их решения
- научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, каса¬ющимся ценностного отношения к прошлому

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- периодизацию первобытного искусства и характеристику основных эпох – от палеолита до раннего железного века
- ключевые понятия первобытного искусства;
- основные концепции зарождения и развития изобразительной деятельности в палеолите Евразии;
- актуальные проблемы сохранения памятников наскального искусства и использования их в сфере культурного туризма;
- актуальные проблемы курса и основную литературу
- история изучения первобытного искусства на Алтае.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь:
- Выделять и характеризовать периоды развития первобытного искусства
- Пользоваться понятийным аппаратом
- Ориентироваться в актуальных вопросах изучения и сохранения памятников первобытного искусства
- Сопоставлять и анализировать изученный материал на основе изученных источников и литературы
- Выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к прошлому
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками стилистического анализа памятников первобытного искусства
- навыками получения информации из источников, учебной и научной литературы
- навыками сравнительного анализа фактов и явлений
- способностью аргументированного изложения собственной точки зрения по вопросам истории первобытного искусства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исторический процесс, культура, искусство. Искусство как специфическая форма общественного сознания.
1.1. Периодизация истории искусства - крупные периоды, эпохи и стили. Стиль в искусстве и его проявления. Лекции 1 2 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Происхождение искусства. Техники изобразительного искусства Сам. работа 1 8 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Искусство палеолита и мезолита.
2.1. Общая характеристика искусства периода палеолита. Виды изобразительной деятельности.Основные сюжеты. Районы распространения настенной живописи палеолита. Практические 1 2 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Открытие памятников первобытного искусства Сам. работа 1 8 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.3. Общая характеристика искусства мезолита. Искусство мезолита на памятниках Средней Азии. Сам. работа 1 8 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Искусство неолита и эпохи бронзы.
3.1. Общая характеристика искусства неолита. Неолит Сибири и Алтая. Лекции 1 2 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
3.2. Общая характеристика искусства неолита. Неолит Сибири и Алтая. Сам. работа 1 12 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
3.3. Искусство эпохи бронзы. Памятники бронзового века на территории Южной Сибири. Сам. работа 1 12 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
3.4. Искусство Индии. Сам. работа 1 19 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Искусство эпохи железа.
4.1. Общая характеристика периода. Прикладное искусство как ведущий вид творчества. Сам. работа 1 8 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.2. Культура скифов Алтая (Пазырыкская культура). Сам. работа 1 8 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.3. Культура скифов Алтая (Пазырыкская культура). Практические 1 2 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Петроглифы Горного Алтая
5.1. Петроглифы Горного Алтая: Калбак-Таша., Елангаша, Карагема, Куюса и Каракола. Турачакская Писаница. Техники изображения. Основные сюжеты. Датировка. Сам. работа 1 8 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
5.2. Экзамен 1 9 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шер Я.А. Первобытное искусство: Учебное пособие Кемерово: Кемеровский государственный университет// ЭБС "Университетская библиотека онлайн" , 2011 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Усова М.Т. История зарубежного искусства: Учебное пособие Новосибирск: НГТУ// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2012 г. biblioclub.ru
Л2.2 Куценков П.А. Психология первобытного и традиционного искусства: научная монография Москва: Прогресс-Традиция // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2007 г. biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кирюшина Ю. В. Первобытное искусство: программа и учеб.-метод. материалы для студентов дневной, очно-заочной и вечерней форм обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2007 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Веб-ресурсы по первобытному искусству и археологии vm.kemsu.ru
Э2 Artigues.ru/История зарубежного искусства artiques.ru
Э3 ИСКУССТВО. РУ./ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ» www.iskusstvu.ru
Э4 WEB-РЕСУРСЫ ПО ПЕРВОБЫТНОМУ ИСКУССТВУ И АРХЕОЛОГИИ vm.kemsu.ru
Э5 ПЕРВОБЫ?ТНОЕ ИСКУ?ССТВО w.histrf.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение