Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 19.03.01. Биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 19_03_01_Биотех-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 111 | 111 | 111 | 111 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.
1.1. | Дать представление об основных технологиях получения и применения рекомбинантных белков |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ПК-9 | владением основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов |
ПК-10 | владением планирования эксперимента, обработки и представления полученных результатов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -основные понятия и теоретические основы биохимии и химии белков; -роль белков в живых организмах, -механизмы, закономерности и условия протекания важнейших биологических процессов с участием белковых молекул; -основные принципы и приемы создания рекомбинантных белковых молекул и их продуцентов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -выделять белки из микроорганизмов, животных и растительных клеток; -ставить специфические реакции на белки; - проводить физико-химический анализ белковых молекул; -проводить электрофоретический анализ белков и пептидов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -навыками работы с белками и пептидами; -навыками дизайна рекомбинантных белковых молекул; -методами прогнозирования физических и химических свойств белковых молекул; -методами очистки белков (элэктрофорез, центрифугирование, хроматография); -методами определения физических констант биополимров; -методами идентификации белков. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Белковая инженерия | ||||||
1.1. | Введение | Лекции | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Разработка искусственных рекомбинантных белков с заданными свойствами | Лекции | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Экспрессия рекомбинантных белков | Лекции | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Получение и выделение рекомбинантных белков | Лекции | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Разработка искусственных рекомбинантных белков с заданными свойствами | Практические | 8 | 4 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Получение и выделение рекомбинантных белков | Практические | 8 | 4 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Белковая инженерия | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Биотехнология белковых лекарственных веществ | ||||||
2.1. | Рекомбинантные белки, как основа для получения новых лекарственных средств | Лекции | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Инсулин | Лекции | 8 | 4 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Интерфероны | Лекции | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Рекомбинантные белки, как основа для получения новых лекарственных средств | Практические | 8 | 4 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Биотехнология белковых лекарственных веществ | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Рекомбинантные белки как компоненты вакцин | ||||||
3.1. | Рекомбинантные вакцины | Лекции | 8 | 4 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Рекомбинантные вакцины | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Рекомбинантные белки как компоненты вакцин | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Разработка средств диагностики на основе рекомбинантных белков | ||||||
4.1. | Получение рекомбинантных моноклональных антител с помощью технологий рекомбинантных ДНК | Лекции | 8 | 4 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Получение рекомбинантных моноклональных антител с помощью технологий рекомбинантных ДНК | Практические | 8 | 4 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Разработка средств диагностики на основе рекомбинантных белков | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Лабораторные работы | ||||||
5.1. | Общие методы работы в биохимической лаборатории. Определение молекулярного веса белков данных по осмотическому давлению | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Определение молекулярного веса белков методом седиментационного анализ,а методом светорассеяния | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.3. | Разделение белков с помощью элэктрофореза | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.4. | Очистка белка высаливанием | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.5. | Очистка белков с помощью центрифугирования | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.6. | Определение концентрации белка по Лоури | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.7. | Определение концентрации белка Бредфорду | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.8. | Очистка белка с помощью ионообменной хроматографии | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.9. | Подготовка к лабораторным работам | Сам. работа | 8 | 31 | ПК-9, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.В. Цымбаленко | Биотехнология : учебное пособие | СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428265 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А.С. Сироткин, В.Б. Жукова | Теоретические основы биотехнологии : учебно-методическое пособие | Казань : КГТУ, 2010 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270560 |
Л2.2 | . П. Хлебова, Н. Ю. Сперанская, Е. С. Яценко | Прикладная биотехнология : лаб. практикум : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная); Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная). 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. • На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. • Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). • Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. • На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. • Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. • В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. • Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. • Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |