МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Духовные константы русской культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Духовные константы русской культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. № 1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.,к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.,к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать получению студентами знаний об основных духовных константах русской культуры, их роли и значении в сохранении и развитии жизненных сил русской нации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику исторического развития русской культуры и ее духовных констант; о роли русской культуры в развитии мировой культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать цели, ставить конкретные задачи при изучении духовных констант русской культуры; анализировать духовные константы русской культуры и оценивать их влияние на сохранение традиционных ценностей и норм национальной культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть: способами и приемами анализа культурных универсалий и феноменов и методами обобщения тенденций развития культур в современных условиях; навыками использования современных методов при исследовании русской культуры ее духовных констант с использованием отечественного и зарубежного опыта с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Духовные константы русской культуры"
1.1. Русская культура как система и ее константные черты Лекции 2 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Русская культура как система и ее константные черты Сам. работа 2 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Проблема духовных констант русской культуры в отечественной и зарубежной философской литературе Лекции 2 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Проблема духовных констант русской культуры в отечественной и зарубежной философской литературе Сам. работа 2 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основные константные составляющие русской культуры культуры
2.1. Нравственно-религиозная доминанта в русской культуре Сам. работа 2 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Интуитивизм и проблема рационализма в русской культуре Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Сущность и значение русской мессианской идеи Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Эсхатологизм как константная черта русского национального сознания Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Духовные константы русской культуры в литературе и искусстве Практические 2 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Соборность и социокультурное развитие России Сам. работа 2 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Соборность и социокультурное развитие России Практические 2 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ:
Теоретические вопросы:
1. Охарактеризуйте константы русской культуры.
2. Основные формы проявления соборности в русском искусстве.
3. Традиционные ценности русской культуры в советском обществе.
4. Русская литература XIX в.: европейская форма и национальное содержание.
5. Трансформация «русской идеи» в советскую эпоху.
6. «Русская идея» в современной России.
7. Роль интеллигенции в сохранении, возрождении и развитии духовных констант русской культуры.
8. Массовые коммуникации в современной российской культуре.
9. Отражение идеи соборности в храмовом зодчестве.
10. В.В. Розанов о русской национальной идее.
11. Эсхатологические мотивы в произведениях русских классиков.
12. Бытие духовных констант русской культуры в период Великой отечественной войны.
13. Идея соборности и демократия.
14. Вселенское значение жизненных сил русской культуры.
15. Формы проявления «разума сердца» в философии, литературе, искусстве, фольклоре, повседневной жизни.
16. Софийность в русской культуре.
17. Соборность и коллективизм: соотношение понятий.
18. Русская национальная идея в публицистике Ф.М. Достоевского.
19. Духовные ориентиры современной российской молодежи.
20. Отражение духовных констант русской культуры в литературе и искусстве XX века.
21. Современные методы исследования русской культуры и ее духовных констант.
22. Русская культура в советский период.
23. Русская культура в современный период.

Практические задания:
1. Проанализируйте влияние соборности на развитие русской культуры.
2. Соотнесите понятия «соборность» и «коллективизм».
3. Оцените значимость соборности для русского искусства.
4. Проанализируйте развитие русской национальной идеи в публицистике Ф.М. Достоевского.
5. Проанализируйте развитие русской национальной идеи в трудах В.В. Розанова.
6. Проведите контент анализ СМИ на тему: «Развитие русской идеи» в современной России».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Противоречия русской культуры в оценках отечественных мыслителей.
2. Константы русской культуры и их роль в сохранении самоидентичности нации.
3. Анализ русской культуры с позиций культурвитализма.
4. Официальные догматы православной церкви и доминанты религиозного сознания русского общества: сравнительная характеристика.
5. Отражение духовных констант русской культуры в поэзии «серебряного века».
6. Основные направления культурной политики современного российского государства в целях оптимизации условий самовоспроизводства и развития русской культуры.
7. Константы русской культуры и литература XIX века.
8. Теория «Москва – третий Рим» и ее влияние на социокультурное развитие России.
9. Сравнительный анализ духовных констант русской культуры и ценностных ориентации современного российского общества.
10. Юродство как феномен русской культуры.
11. Кенотический тип русской святости. Влияние русских святых на социокультурное развитие России.
12. Проблема возрождения и сохранения констант русской культуры в современном российском обществе.
13. Русский мессианизм и его влияние на развитие России.
14. Соборность как духовная константа русской культуры.
15. Проблема рационализма в русской культуре.
16. Эсхатологическая компонента русской культуры.
17. Язычество восточных славян и морально-нравственные основы восточнославянского общества.
18. Проблема существования духовные констант русской культуры в советский период.
19. Мыслители конца XIX – начала XX вв. об особенностях русского национального сознания.
20. Духовные константы русской и европейской (любой иной) культур: сравнительный анализ.
21. Современные методы исследования русской культуры и ее духовных констант.
22. Русская культура в советский период.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Березовая, Л. Г. История русской культуры. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Касьянов, В. В. История культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov
Э2 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э3 ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com
Э4 ЭБС университетская библиотека online http://www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы;

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.