Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_01_С-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.,к.с.н., доцент
1.1. | способствовать получению студентами знаний об основных духовных константах русской культуры, их роли и значении в сохранении и развитии жизненных сил русской нации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.12 |
ПК-1 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специфику исторического развития русской культуры и ее духовных констант; о роли русской культуры в развитии мировой культуры |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | формулировать цели, ставить конкретные задачи при изучении духовных констант русской культуры; анализировать духовные константы русской культуры и оценивать их влияние на сохранение традиционных ценностей и норм национальной культуры |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть: способами и приемами анализа культурных универсалий и феноменов и методами обобщения тенденций развития культур в современных условиях; навыками использования современных методов при исследовании русской культуры ее духовных констант с использованием отечественного и зарубежного опыта с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс "Духовные константы русской культуры" | ||||||
1.1. | Русская культура как система и ее константные черты | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Русская культура как система и ее константные черты | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Проблема духовных констант русской культуры в отечественной и зарубежной философской литературе | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Проблема духовных констант русской культуры в отечественной и зарубежной философской литературе | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Основные константные составляющие русской культуры культуры | ||||||
2.1. | Нравственно-религиозная доминанта в русской культуре | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Интуитивизм и проблема рационализма в русской культуре | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Сущность и значение русской мессианской идеи | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Эсхатологизм как константная черта русского национального сознания | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Духовные константы русской культуры в литературе и искусстве | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Соборность и социокультурное развитие России | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.7. | Соборность и социокультурное развитие России | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ: Теоретические вопросы: 1. Охарактеризуйте константы русской культуры. 2. Основные формы проявления соборности в русском искусстве. 3. Традиционные ценности русской культуры в советском обществе. 4. Русская литература XIX в.: европейская форма и национальное содержание. 5. Трансформация «русской идеи» в советскую эпоху. 6. «Русская идея» в современной России. 7. Роль интеллигенции в сохранении, возрождении и развитии духовных констант русской культуры. 8. Массовые коммуникации в современной российской культуре. 9. Отражение идеи соборности в храмовом зодчестве. 10. В.В. Розанов о русской национальной идее. 11. Эсхатологические мотивы в произведениях русских классиков. 12. Бытие духовных констант русской культуры в период Великой отечественной войны. 13. Идея соборности и демократия. 14. Вселенское значение жизненных сил русской культуры. 15. Формы проявления «разума сердца» в философии, литературе, искусстве, фольклоре, повседневной жизни. 16. Софийность в русской культуре. 17. Соборность и коллективизм: соотношение понятий. 18. Русская национальная идея в публицистике Ф.М. Достоевского. 19. Духовные ориентиры современной российской молодежи. 20. Отражение духовных констант русской культуры в литературе и искусстве XX века. 21. Современные методы исследования русской культуры и ее духовных констант. 22. Русская культура в советский период. 23. Русская культура в современный период. Практические задания: 1. Проанализируйте влияние соборности на развитие русской культуры. 2. Соотнесите понятия «соборность» и «коллективизм». 3. Оцените значимость соборности для русского искусства. 4. Проанализируйте развитие русской национальной идеи в публицистике Ф.М. Достоевского. 5. Проанализируйте развитие русской национальной идеи в трудах В.В. Розанова. 6. Проведите контент анализ СМИ на тему: «Развитие русской идеи» в современной России». |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 1. Противоречия русской культуры в оценках отечественных мыслителей. 2. Константы русской культуры и их роль в сохранении самоидентичности нации. 3. Анализ русской культуры с позиций культурвитализма. 4. Официальные догматы православной церкви и доминанты религиозного сознания русского общества: сравнительная характеристика. 5. Отражение духовных констант русской культуры в поэзии «серебряного века». 6. Основные направления культурной политики современного российского государства в целях оптимизации условий самовоспроизводства и развития русской культуры. 7. Константы русской культуры и литература XIX века. 8. Теория «Москва – третий Рим» и ее влияние на социокультурное развитие России. 9. Сравнительный анализ духовных констант русской культуры и ценностных ориентации современного российского общества. 10. Юродство как феномен русской культуры. 11. Кенотический тип русской святости. Влияние русских святых на социокультурное развитие России. 12. Проблема возрождения и сохранения констант русской культуры в современном российском обществе. 13. Русский мессианизм и его влияние на развитие России. 14. Соборность как духовная константа русской культуры. 15. Проблема рационализма в русской культуре. 16. Эсхатологическая компонента русской культуры. 17. Язычество восточных славян и морально-нравственные основы восточнославянского общества. 18. Проблема существования духовные констант русской культуры в советский период. 19. Мыслители конца XIX – начала XX вв. об особенностях русского национального сознания. 20. Духовные константы русской и европейской (любой иной) культур: сравнительный анализ. 21. Современные методы исследования русской культуры и ее духовных констант. 22. Русская культура в советский период. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Горелов, А. А. | История русской культуры: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Березовая, Л. Г. | История русской культуры. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Касьянов, В. В. | История культуры: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov | |||
Э2 | www.humanities.edu.ru/db/msg/ | |||
Э3 | ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com | |||
Э4 | ЭБС университетская библиотека online http://www.biblioclub.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения Рекомендации по освоению лекционных занятий. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам - полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по написанию реферата. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны. Реферат должен содержать: титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости). Требования к оформлению реферата: Объем: от 10 до 20 страниц. Формат страницы: А4 (210x297 мм). Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм. Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman. Выравнивание: по ширине. Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца). Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу». Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы; Итоговый контроль. При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |