Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 21.04.02. Землеустройство и кадастры |
Профиль | Кадастр недвижимости и кадастровая деятельность |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 21_04_02_КНиКД-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 51 | 51 | 51 | 51 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 30.05.2018 г. № 228
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор
1.1. | развитие у студента интереса к фундаментальным знаниям и навыкам самостоятель-ной научной работы; формирование представления о философии как способе позна-ния и духовного освоения мира, об основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение основными принципами и приемами философского познания |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, условия и предпосылки возникновения науки как системы знания, как социального института и как профессиональной деятельности, основные методы научного познания, вопросы логической и методологической культуры научного исследования, основные проблемы современной философии науки, методологическую роль философии в современных интеграционных процессах науки |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | пользоваться современной философской и научной литературой для само-стоятельного мировоззренческого самообразования, критически анализировать ме-тодологические принципы и методы научного и философского познания, а также их адекватность и применимость в конкретной научной и научно-производственной деятельности, анализировать становление и сущность естественнонаучной теории, классический и неклассический варианты ее формирования, использовать фундаментальные знания философской методологии в сфере профессиональной деятельности, демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернативных концептуальных подходов по научным и философским проблемам, применять критерии оценки качества научного знания |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными научными и философскими методами исследования, основными методами научного познания и видеть специфику естественнонаучного познания, философскими приемами и методами анализа проблем общества, познания и профессиональной деятельности, навыком участия в обсуждении междисципли-нарных и общенаучных проблем, приемами ведения дискуссий, полемики, диалога, навыками публичной и письменной речи, методологической культурой научного поиска |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. История философии и науки в контексте эволюции культуры | ||||||
1.1. | Место философии и науки в духовной культуре человечества. Структура и исторические типы мировоззрения. Картины мира как сплав философского и естественнонаучного знания. Наука и ценности. Предмет философии науки, ее специфика и основные проблемы. Философия и методология науки науки и философские проблемы конкретных наук. Зарождение зачатков научных знаний на Древнем Востоке. Понятия «пранаука» и «протонаука» | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Становление философско-научного мировоззрения в эпоху античности. Философская, естественнонаучная и экономическая мысль Средневековья и Возрождения. Научная революция XVII - XVIII вв. и Философия и методология науки. Эмпиризм и рационализм. Разработка механистической картины мира. Зарождение и формирование эволюционных идей. Становление научной методологии. Натурфилософские и методологические идеи немецкой классической философии. Теоретико-экономические и естественнонаучные предпосылки марксистской философии. | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л2.2, Л3.1, Л1.3 |
1.3. | Разработка современной естественнонаучной картины мира. Идея союза философов и естествоиспытателей. Позитивизм и его связь с прогрессом науки. Логический позитивизм XX в. и постпозитивизм. Наука XX в. и новейшие течения западной философии (герменевтика, структурализм, постмодернизм). | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л2.2, Л3.1, Л1.4 |
1.4. | Наука в истории российской культуры. М. Ломоносов. Достижения российских ученых в математике, физике, химии, биологии, антропологии, экономической науке. Русский космизм и наука. Космическая Философия и методология науки и практическая космонавтика (К. Циолковский). | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л2.2, Л3.1, Л1.3 |
1.5. | История философии и науки в контексте эволюции культуры | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.3 |
Раздел 2. Раздел 2. Специфические особенности современной науки | ||||||
2.1. | Онтологические проблемы современной науки. Гносеологические проблемы современной науки. Социально-культурные проблемы современной науки | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л2.2, Л1.3 |
2.2. | Онтологические проблемы современной науки. Природа и дух как основные слагаемые бытия. Атрибуты материи (природы) и духа. Наука как высшая сфера постижения природы. Бытие и развитие. Проблема атрибутивности развития в диалектических учениях. Диалектика и реализм. Происхождение жизни и человека в свете реалистической диалектики. Проблема совместимости религиозных и научных взглядов на происхождение жизни и человека. Синергетика как новая научная методология и новое мировидение. | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л3.1, Л1.3 |
2.3. | Гносеологические проблемы современной науки. Основные понятия и проблемы гносеологии. Основные концепции истины: корреспондентская, когерентная, прагматическая. Проблема критериев истины. Истина и заблуждение. Абсолютность и относительность истины. Современные гносеологические представления о чувственном и логиче-ском, рассудке и разуме, знании и вере, явном и неявном в познании. Отражение, репрезентация, конвенция и интерпретация как базовые операции познания. Научное познание. Специфика научного познания. Гносеологический идеал науки как образ совершенного научного знания. Субъект и объект научного познания. Познавательные средства науки. Языки науки. Гносеологические особенности естественных, гуманитарных и технических наук. Уровни научного познания. Соотношение эмпирического и теоретического уровней исследования. Закономерности развития научного знания. Кумулятивизм и антикумулятивизм. Концепции развития научного знания К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса. Преемственность и новаторство в науке. Парадигма и н | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОК-2 | Л2.2, Л3.1, Л1.3 |
2.4. | Социально-культурные проблемы современной науки. Наука и культура. Наука и цивилизация. Наука в политических и этических отношениях общества. Наука как социальный институт. Этос науки. Нравственные проблемы современной биологии. Этические проблемы экономических, технических и аграрных наук. Наука в советской и постсоветской российской истории. Будущее как проблема науки и философии. Модернизм и постмодернизм по проблеме научной легитимации. Наука и мегатенденции мирового развития. | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л2.2, Л3.1, Л1.3 |
2.5. | Специфические особенности современной науки | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.3 |
Раздел 3. Раздел 3. Философия и методология науки | ||||||
3.1. | Предмет и основные концепции современной философии науки. Эволюция становления философии науки и ее философско- мировоззренческие основания. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Основные направления в развитии современной философии науки. Основные модели научного знания и движущие факторы его развития. Наука как тип интеллектуальной деятельности, как социальный институт и как система знаний | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л1.3 |
3.2. | Структура научного знания и динамика приращения нового знания Современные базовые операции в структуре познавательной деятельности: репрезентация, интерпретация, конвенция. Эмпирический уровень научного знания, его особенности, функции и задачи. Теоретический уровень научного знания, его специфика и функции. Научное творчество и его значение в развитии науки. Наука и интуиция. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Историческая изменчивость механизмов порождения нового знания. Преемственность и новаторство в развитии науки. Феномен научной революции. Внутридисциплинарные революции. Типы научных революций. Историческая смена типов научной рациональности. Научная революция, рациональность и постмодернизм. Особенность научных революций в естественных и гуманитарных науках. | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.3 |
3.3. | Метод и методологии. Природа метода. Метод в системе познавательной деятельности. Структура и генезис научных методов. Классификация методов. Обще- и частнонаучная методология. Философская методология и ее соотношение с конкретнонаучной. Диалектические методы познания, их регулятивный характер. Методологическое сознание в философии и науке, его эволюция. Недопустимость распространения метода познания на природу. Соотношение диалектических и конкретнонаучных методов познания | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л2.2, Л3.1, Л1.3 |
3.4. | Методы и формы научного познания. Структура научного знания. Реальные, абстрактные, идеализированные предметы научного познания. Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение эксперимент и т.п. Эмпирические данные, их обработка и интерпретация. Теоретическое познание: фундаментальный и нефундаментальный варианты. Умозрительное исследование как генериро-вание понятийных конструктов. Методы теоретического познания: мысленный эксперимент, аксиоматический метод, гипотетикодедуктивный метод и т.п. Роль математики в познании. Познавательный статус и функции научной теории. Теория и гипотеза. Верификация и фальсификация как процедуры эмпирической проверки гипотез. Новые методологии: компьютеризация, системный подход, синергетика. | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОК-2 | Л2.2, Л3.1, Л1.3 |
3.5. | Философия и методология науки и методология науки | Сам. работа | 1 | 16 | ОК-1, ОК-2 | Л2.2, Л1.3 |
Раздел 4. Раздел 4. Особенности методологии и естественнонаучного познания | ||||||
4.1. | Специфика естественнонаучного исследования. Физическое познание как образцовая модель естествознания. Процесс создания естественнонаучной теории. Эмпирия, теория и умозрение в естественной науке. Объяснение и понимание в естественнонаучном познании. Герменевтика и проблема языка естествознания. Особенности методологии технических и биологических (афарных) наук | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л3.1, Л1.3 |
4.2. | Особенности методологии и естественнонаучного познания | Сам. работа | 1 | 15 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.3 |
4.3. | Подготовка к сдаче экзамена | Экзамен | 1 | 27 | ОК-1, ОК-2 | Л2.2, Л3.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Философия науки и естествознания, их предмет, структура, функции. 2. Наука как форма духовной деятельности и социальный институт. Идеалы научности. 3. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание. 4. Сциентизм и антисциентизм. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 5. Основные философские парадигмы в исследовании науки (аналитическая, феноменологическая, герменевтическая, диалектическая, постмодернистская и др.). 6. Генезис науки и проблемы периодизации ее истории. 7. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Кумулятивистская и антикумулятивистская модели развития науки. 8. Общие закономерности развития науки. Интернализм и экстернализм. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. 9. Понятие научной рациональности и ее исторические типы. 10. Научное знание как система, его структура и функции. 11. Понятие научной картины мира, ее типы и методологическое значение. 12. Методология и логика научного исследования. Их роль в историческом развитии науки. 13. Методы научного познания. Критерии и нормы научного познания. 14. Структура и функции научной теории, их классификация, структура. 15. Единство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания. Взаимосвязь теории и практики. 16. Проблемная ситуация в науке как возникновение противоречия в познании. 17. Методы предвидения, предсказания и прогнозирования в естествознании. 18. Характерные особенности системного метода исследования. 19. Строение и структура системы. Классификация систем. 20. Самоорганизация, организация систем и эволюция систем. 21. Методы и перспективы системного исследования. 22. Системный метод и современное научное мировоззрение. 23. Современные философские и естественнонаучные представления о материи. Проблема физической реальности. 24. Иерархия структурных уровней организации материи. Фундаментальные физические представления о единстве природы. 25. Место математики в системе наук. Специфика математического знания 26. Исторические виды и современное представление о физической картине мира; её общенаучное и философское значение. 27. Пространство и время в марко-, микро- и мега- мире. Взаимосвязь пространства, времени и материи. 28. Онтологические, гносеологические и методологические проблемы синергетики. 29. Детерминизм в современной физике. Формы проявления закономерной связи и причинной обусловленности явлений. Индетерминизм. 30. Мировоззренческие проблемы космологии. Антропный принцип: его виды и философское значение. 31. Проблемы объективности знания в современной астрономии и космологии. 32. Эволюционная проблема в астрономии и космологии. 33. Предмет биологии как науки. Система мировоззренческих и методологических принципов в современной биологии. 34. Проблема живого. Демаркация живой и неживой природы. Философские проблемы происхождения жизни. 35. Философские проблемы современной теории эволюции. 36. Философские проблемы теорий антропогенеза и социогенеза. 37. Глобальный эволюционизм и теория коэволюции. 38. Философские проблемы современной экологии. 39. Философские проблемы химии. 40. Геохимическое учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. 41. Коэволюционная стратегия её понятие, сущность, основания, механизмы. 42. Этическое измерение науки. Проблема социальной ответственности ученого. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, вопросы к зачёту. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Яскевич Я.С. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Яскевич Я.С. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Ушаков Е.В. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Купцов В.И. - под науч. ред. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кузьменко Г.Н. | Философия и методология науки : учебник для магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2019 | https://www.biblio-online.ru/bcode/426254 |
Л2.2 | под науч. ред. Купцова В.И. | Философия и методология науки: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/DC8CE972-AD6A-4C47-957E-1A308448E21C. |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Багдасарьян Н.Г. - отв. ред. | ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | «Философия и методология науки без границ» | platonanet.org.ua | ||
Э2 | «Вопросы философии». | vphil.ru | ||
Э3 | Институт философии РАН: Философия и методология науки в России | www.philosophy.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Философия и методология науки» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Философия и методология науки» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспростра-ненных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы препо-давателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Философия и методология науки» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержа-нием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть мате-риала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Философия и методология науки» Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Философия и методология науки», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене: Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос): Ответы обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происходят в виде беседы преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисципли-ной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. Преподаватель оценивает степень их выполнения по сле-дующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность вы-полнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоя-тельность решения). Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе выполнения практических заданий. Практические задания направлены на закрепление формируемых компетенций по определенным темам изучаемой дисциплины. Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подхо-ду в обучении. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочны-ми системами (ЭБС «Университетская библиотека online, ЭБС «Лань», elibrary). Препода-ватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполне-ния практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. От-дельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе само-стоятельной работы студента во внеаудиторное время. Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе подготовки рефератов, докладов, презентаций: Тематика рефератов (докладов, перезентаций) выдается на занятии, выбор темы осуществляется студентом самостоятельно. Подготовка осуществляется во внеаудиторное время. Результаты озвучиваются на практическом занятии, регламент – 10 - 15 мин. на выступление. В оценивании результатов наравне с преподавателем принимают участие студенты группы. Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций опреде-лены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 29.09.2017, №1181/П. |