Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.02. География |
Профиль | Геоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_02_ГиТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 30.05.2018 г. № 228
Заведующий кафедрой д.г.н.. профессор Барышников Г.Я.
1.1. | ознакомления магистрантов географического факультета с неотъемлемым компонентом единой культуры – философией естествознания (в том числе и географии) и формирования целостного взгляда на окружающий мир. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ОПК-1 | владением знаниями о философских концепциях естествознания, месте естественных наук в выработке научного мировоззрения, а также основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о специфике естественнонаучной культуры и её отношениях с философией, развитии научного метода, истории естествознания; корпускулярную и континуальную концепции описания природы, основные идеи современной физики и космологии, химии и биологии, географии, геологии и экологии, принципы построения современной научной картины мира; основы организации интенсивной научно-исследовательской и научно-изыскательской деятельности; правовые и этические нормы при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов в области образования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | отличать философские проблемы естествознания от научных, применять полученные знания в профессиональной деятельности и практике повседневной жизни; находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию, в том числе относящуюся к новым областям знаний, непосредственно не связанную со сферой профессиональной; осмысленно оперировать философскими категориями в профессинальной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | представлениями о современных естественных науках и их проблемах, навыками выявления и формулирования философских проблем естествознания, их мировоззренческом значении; способностью принимать решения в рамках своей профессиональной компетенции; навыками системного мышления |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Взаимосвязь философии и естествознания | ||||||
1.1. | Специфика философского и научного способов познания. Критерии научности знания. Структура и функции науки. Уровни и методы научного познания. Исторические формы соотношения философии и науки. Понятие философских проблем естествознания. Роль естествознания в развитии современного общества. | Лекции | 1 | 4 | ОК-1, ОК-2, ОПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
1.2. | Специфика философского и научного способов познания. Критерии научности знания. Структура и функции науки. Уровни и методы научного познания. Исторические формы соотношения философии и науки. Понятие философских проблем естествознания. Роль естествознания в развитии современного общества. | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
1.3. | Специфика философского и научного способов познания. Критерии научности знания. Структура и функции науки. Уровни и методы научного познания. Исторические формы соотношения философии и науки. Понятие философских проблем естествознания. Роль естествознания в развитии современного общества. | Сам. работа | 1 | 5 | ОК-2, ОПК-1 | Л2.3, Л1.1 |
Раздел 2. Системный подход в современном естествознании | ||||||
2.1. | Возникновение и развитие системного движения в науке. Система, структура, элемент как основные категории системного подхода и их различные интерпретации. Классификации систем. Способы схематического представления систем. Сложные системы, их особенности. Системный анализ и его применение в современной науке. Значение системных методов в химических исследованиях. | Лекции | 1 | 4 | ОК-1 | Л2.3, Л1.1 |
2.2. | Возникновение и развитие системного движения в науке. Система, структура, элемент как основные категории системного подхода и их различные интерпретации. Классификации систем. Способы схематического представления систем. Сложные системы, их особенности. Системный анализ и его применение в современной науке. Значение системных методов в химических исследованиях. | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
2.3. | Возникновение и развитие системного движения в науке. Система, структура, элемент как основные категории системного подхода и их различные интерпретации. Классификации систем. Способы схематического представления систем. Сложные системы, их особенности. Системный анализ и его применение в современной науке. Значение системных методов в химических исследованиях. | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-1 | Л2.3, Л1.1 |
Раздел 3. Развитие и современное состояние физической картины мира | ||||||
3.1. | Парадигма античной натурфилософии. Классическая механика И.Ньютона. Философские основания механистической картины мира. Идея континуальности и смена научной парадигмы в физике. Философские основания и принципы теории относительности. Стандартная космологическая модель. Философские основания и мировоззренческое значение квантовой механики. Онтологические и гносеологические проблемы современной научной картины мира | Лекции | 1 | 4 | ОК-1 | Л2.3, Л1.1 |
3.2. | Парадигма античной натурфилософии. Классическая механика И.Ньютона. Философские основания механистической картины мира. Идея континуальности и смена научной парадигмы в физике. Философские основания и принципы теории относительности. Стандартная космологическая модель. Философские основания и мировоззренческое значение квантовой механики. Онтологические и гносеологические проблемы современной научной картины мира | Практические | 1 | 2 | ОК-1 | Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
3.3. | Парадигма античной натурфилософии. Классическая механика И.Ньютона. Философские основания механистической картины мира. Идея континуальности и смена научной парадигмы в физике. Философские основания и принципы теории относительности. Стандартная космологическая модель. Философские основания и мировоззренческое значение квантовой механики. Онтологические и гносеологические проблемы современной научной картины мира | Сам. работа | 1 | 5 | ОК-1, ОК-2, ОПК-1 | Л2.3, Л1.1 |
Раздел 4. Концепции пространства и времени в современной науке | ||||||
4.1. | Пространство и время как основные категории физики, философии и других естественных наук. Относительность «одновременности. Относительные и абсолютные свойства пространства и времени в частной теории относительности. Понятие «пространственно-временной континуум», его ос¬новное содержание, физическое и философское значение. Основные идеи общей теории относительности (ОТО) и ее философские интерпретации. Проблемы размерности, дискретности и континуальности пространства и времени, проблема направленности времени. Время, вечность, бесконечность. Пространство и время в космических, физических, химических, биологических структурах и процессах. | Лекции | 1 | 4 | ОК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Пространство и время как основные категории физики, философии и других естественных наук. Относительность «одновременности. Относительные и абсолютные свойства пространства и времени в частной теории относительности. Понятие «пространственно-временной континуум», его ос¬новное содержание, физическое и философское значение. Основные идеи общей теории относительности (ОТО) и ее философские интерпретации. Проблемы размерности, дискретности и континуальности пространства и времени, проблема направленности времени. Время, вечность, бесконечность. Пространство и время в космических, физических, химических, биологических структурах и процессах. | Практические | 1 | 4 | ОК-1 | Л2.3, Л1.1 |
4.3. | Пространство и время как основные категории физики, философии и других естественных наук. Относительность «одновременности. Относительные и абсолютные свойства пространства и времени в частной теории относительности. Понятие «пространственно-временной континуум», его ос¬новное содержание, физическое и философское значение. Основные идеи общей теории относительности (ОТО) и ее философские интерпретации. Проблемы размерности, дискретности и континуальности пространства и времени, проблема направленности времени. Время, вечность, бесконечность. Пространство и время в космических, физических, химических, биологических структурах и процессах. | Сам. работа | 1 | 20 | ОК-1 | Л2.3, Л1.1 |
Раздел 5. Синергетическая парадигма в современном естествознании | ||||||
5.1. | Предмет синергетики. Генезис синергетического мышления. Связь синергетики с термодинамикой. Принципы самоорганизации. Идея эволюции в современной картине мира. Понятие «самоорганизующейся системы» и способы ее описания. Основные модели неравновесных систем. Понятие «эволюция» в синергетике и его бифуркационный характер. Понятие «детерминированный хаос». Основные направления в синергетике. Методологическое значение синергетики в изучении природы, общества и их динамики. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1 | Л2.3, Л1.1 |
5.2. | Предмет синергетики. Генезис синергетического мышления. Связь синергетики с термодинамикой. Принципы самоорганизации. Идея эволюции в современной картине мира. Понятие «самоорганизующейся системы» и способы ее описания. Основные модели неравновесных систем. Понятие «эволюция» в синергетике и его бифуркационный характер. Понятие «детерминированный хаос». Основные направления в синергетике. Методологическое значение синергетики в изучении природы, общества и их динамики. | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОК-2, ОПК-1 | Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
5.3. | Предмет синергетики. Генезис синергетического мышления. Связь синергетики с термодинамикой. Принципы самоорганизации. Идея эволюции в современной картине мира. Понятие «самоорганизующейся системы» и способы ее описания. Основные модели неравновесных систем. Понятие «эволюция» в синергетике и его бифуркационный характер. Понятие «детерминированный хаос». Основные направления в синергетике. Методологическое значение синергетики в изучении природы, общества и их динамики. | Сам. работа | 1 | 5 | ОК-1 | Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
5.4. | Экзамен | 1 | 27 | ОК-1, ОК-2, ОПК-1 | Л1.2, Л2.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Философия науки и естествознания, их предмет, структура, функции. 2. Наука как форма духовной деятельности и социальный институт. Идеалы научности. 3. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание. 4. Сциентизм и антисциентизм. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 5. Основные философские парадигмы в исследовании науки (аналитическая, феноменологическая, герменевтическая, диалектическая, постмодернистская и др.). 6. Генезис науки и проблемы периодизации ее истории. 7. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Кумулятивистская и антикумулятивистская модели развития науки. 8. Общие закономерности развития науки. Интернализм и экстернализм. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. 9. Понятие научной рациональности и ее исторические типы. 10. Научное знание как система, его структура и функции. 11. Понятие научной картины мира, ее типы и методологическое значение. 12. Методология и логика научного исследования. Их роль в историческом развитии науки. 13. Методы научного познания. Критерии и нормы научного познания. 14. Структура и функции научной теории, их классификация, структура. 15. Единство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания. Взаимосвязь теории и практики. 16. Проблемная ситуация в науке как возникновение противоречия в познании. 17. Методы предвидения, предсказания и прогнозирования в естествознании. 18. Характерные особенности системного метода исследования. 19. Строение и структура системы. Классификация систем. 20. Самоорганизация, организация систем и эволюция систем. 21. Методы и перспективы системного исследования. 22. Системный метод и современное научное мировоззрение. 23. Современные философские и естественнонаучные представления о материи. Проблема физической реальности. 24. Иерархия структурных уровней организации материи. Фундаментальные физические представления о единстве природы. 25. Место математики в системе наук. Специфика математического знания 26. Исторические виды и современное представление о физической картине мира; её общенаучное и философское значение. 27. Пространство и время в марко-, микро- и мега- мире. Взаимосвязь пространства, времени и материи. 28. Онтологические, гносеологические и методологические проблемы синергетики. 29. Детерминизм в современной физике. Формы проявления закономерной связи и причинной обусловленности явлений. Индетерминизм. 30. Мировоззренческие проблемы космологии. Антропный принцип: его виды и философское значение. 31. Проблемы объективности знания в современной астрономии и космологии. 32. Эволюционная проблема в астрономии и космологии. 33. Предмет биологии как науки. Система мировоззренческих и методологических принципов в современной биологии. 34. Проблема живого. Демаркация живой и неживой природы. Философские проблемы происхождения жизни. 35. Философские проблемы современной теории эволюции. 36. Философские проблемы теорий антропогенеза и социогенеза. 37. Глобальный эволюционизм и теория коэволюции. 38. Философские проблемы современной экологии. 39. Философские проблемы химии. 40. Геохимическое учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. 41. Коэволюционная стратегия её понятие, сущность, основания, механизмы. 42. Этическое измерение науки. Проблема социальной ответственности ученого. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, вопросы к зачёту. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шуталева А.В. | ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Митрошенков О.А. | ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2021 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Яскевич Я.С. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Яскевич Я.С. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Липкин А.И. - Отв. ред. | ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Ушаков Е.В. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/ | |||
Э2 | 2. Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/ | |||
Э3 | 3. Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ | |||
Э4 | 4. Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/ | |||
Э5 | 5. Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru) | |||
Э6 | 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/) | |||
Э7 | 7. Электронная библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru) | |||
Э8 | 8. Поисковая система «Google» | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
403М | лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт. |
По учебной дисциплине «Философские проблемы естествознания» предусмотрены домашние задания и выступления на практических занятиях,как формы промежуточного контроля, контроль текущей работы студентов на лекциях и на практических занятиях. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют индивидуальные задания к практическим работам, знакомятся с предложенной литературой. Форма итогового контроля – экзамен после первого семестра. При выставлении студенту итоговой оценки учитывается его работа в течении изучения учебной дисциплины, оценки за выступления на практических занятиях, домашние и индивидуальные задания. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно». Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос): Ответы обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происходят в виде беседы преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 50 баллов. Максимальное количество вопросов, на которые можно ответить обучающемуся – 2 вопроса Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно». Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 29.09.2017, №1690/п. |