МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Концепции современного естествознания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияФизическая химия твердых тел, коллоидных систем и наноматериалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ_фх-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рецензент(ы):
д.х.н., доцент, Смагин В.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Концепции современного естествознания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 05.07.2018 г. № 13
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор С.А. Безносюк


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 05.07.2018 г. № 13
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор С.А. Безносюк


1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение общекультурного статуса студентов через ознакомление с естественнонаучной культурой и уровня эрудиции студентов в области современного естествознания

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 владением нормами техники безопасности и умением реализовать их в лабораторных и технологических условиях
ПК-3 владением системой фундаментальных химических понятий и методологических аспектов химии, формами и методами научного познания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы традиционных и новых разделов химии и способы их использования при решении конкретных химических задач
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания общих и специфических закономерностей различных областей химической науки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками обработки и анализа научно-технической информации и результатов отдельных этапов работ с учетом теоретических основ традиционных и новых разделов химии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История естествознания
1.1. История естествознания Лекции 8 2 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. История и структура естествознания Практические 8 2 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Научный метод. Соотношение естественных и гуманитарных наук Сам. работа 8 4 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Неорганическое естествознание (неживая природа) и органическое естествознание (живая природа) Сам. работа 8 4 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Естественнонаучное описание природы
2.1. Естественнонаучное описание природы Лекции 8 2 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Естественнонаучное описание природы Практические 8 2 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Связь естествознания и общественных наук. Тенденция развития наук как составной части естествознания. Сам. работа 8 6 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Пространство и время. Соотношение пространства и времени, теория относительности Эйнштейна Сам. работа 8 6 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Эволюция Вселенной
3.1. Эволюция Вселенной Лекции 8 2 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Эволюция Вселенной Практические 8 2 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Понятие Вселенной. Галактика. Состав Галактик. Звезды Сам. работа 8 6 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Эволюция Вселенной
4.1. Эволюция Вселенной Лекции 8 2 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Эволюция Вселенной Практические 8 2 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Теория Большого взрыва. Образование и эволюция звёзд. Сам. работа 8 6 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Географические и биологические системы
5.1. Географические и биологические системы Лекции 8 2 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Географические и биологические системы Практические 8 2 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Сам. работа 8 4 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Теории происхождения человека. Эволюция человека. Отличие человека от животных Сам. работа 8 4 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Химические и экологические системы
6.1. Химические и экологические системы Лекции 8 2 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Химические системы Практические 8 2 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Экологические системы Практические 8 2 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.4. Биосфера и ноосфера. Учение Вернадского о ноосфере. Сам. работа 8 6 ПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова Концепции современного естествознания : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115169
Л1.2 С.Х. Карпенков Концепции современного естествознания : М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229405
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.И. Самыгин, А.М. Старостин, А.Т. Латышева, А.В. Сотникова Концепции современного естествознания: для студентов вузов Ростов-н/Д : Феникс, 2012 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271488
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными.
В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно – методической, а также научной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.