Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и экспериментальной физики |
---|---|
Направление подготовки | 33.05.01. специальность Фармация |
Специализация | Фармация биофармпрепаратов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 33_05_01_Фарм-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики
Протокол от 21.06.2019 г. № 13
Заведующий кафедрой д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников В.А.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины (модуля) «Физика» являются: формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков для решения широкого спектра задач в различных областях; формирование понимания ценностно-смысловой ориентации, гражданственности и самосовершенствования; научить проводить физические измерения в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации, сформировать навыки постановки экспериментальных исследований и измерений и оценки погрешности контрольных измерений; научить решать типовые задачи по основным разделам курса; выполнять решения составленных уравнений и анализировать полученные результаты; научить использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности; обучение способности к познавательной деятельности, абстрактному и критическому мышлению, принятию нестандартных решений и способности работать самостоятельно |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-1 | Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, оптики, квантовой физики, статистической физики и термодинамики об использовании методов расчета технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности; об измерении уровней опасности в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать основные приемы обработки экспериментальных данных; решать типовые задачи по основным разделам физики используя методы математического анализа; использовать физические законы при анализе и решении проблем |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владения методами экспериментального исследования в физике (планирование, постановка и обработка эксперимента); научно-исследовательских разработок по профилю подготовки; систематизации информации по теме исследований |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Физические основы механики | ||||||
1.1. | Понятие состояния в классической механике, уравнения движения. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Кинематика материальной точки и системы материальных точек. | Практические | 1 | 3 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
1.3. | Динамика прямолинейного движения.Динамика материальной точки.Динамика системы частиц. Кинематика и твердого тела. Законы сохранения | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Динамика материальной точки. Законы Ньютона. | Практические | 1 | 3 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
1.5. | Импульс, работа, энергия. Законы сохранения энергии, импульса. | Практические | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
1.6. | Динамика твердого тела. Закон сохранения момента импульса. | Практические | 1 | 3 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
1.7. | Гравитация. Небесная механика. Специальная теория относительности. Основы релятивистской механики, принцип относительности в механике. Неинерциальные системы отсчета. Элементы теории относительности. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Кинематика и динамика жидкостей и газов | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Физика колебаний и волн | ||||||
2.1. | Гармонический и агармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения, кинетика волновых процессов, нормальные волны | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Колебания и волны | Практические | 1 | 3 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 3. Статистическая физика и термодинамика | ||||||
3.1. | Молекулярная физика и термодинамика: молекулярно-кинетическая теория газов, основы термодинамики, реальные газы | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Три начала термодинамики, термодинамические функции состояния | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Фазовые равновесия и фазовые превращения | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Газовые законы. Уравнение Клапейрона – Менделеева. Молекулярно-кинетическая теория | Практические | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
3.5. | Теплоемкость. Первое начало термодинамики. Циклические процессы. КПД тепловых машин. | Практические | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
3.6. | Самостоятельная работа по тематике разделов "Механика", "Механические колебания и волны", "Термодинамика и статистическая физика" | Сам. работа | 1 | 48 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы размещены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Решение индивидуальных заданий Собеседование (допуск к лаб. работе) Обработка экспериментальных данных, типовой расчет, расчетно-графические работы составление отчета по лабораторной работе, ответ на контрольные вопросы |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Рогачев Н.М. | Курс физики [Электронный ресурс]: учебное пособие | СПб.: Лань, 2010 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Грабовский Г.И. | Курс физики [Электронный ресурс]: учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по естественнонаучным и техническим направлениям и специальностям | Лань, 2012 | e.lanbook.com |
Л1.3 | Иванов И. В. | Сборник задач по курсу основы физики и биофизики [Электронный ресурс]: учеб. пособие | "Лань", 2012 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Родионов В.Н. | ФИЗИКА [Электронный ресурс]: учебное пособие для академического | Научная школа: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (г.Москва), 2018 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Никеров В.А. | Физика. Современный курс [Электронный ресурс]: учебное пособие | "Дашков и К", 2016 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Ветрова В. Т. | Физика : сборник задач [Электронный ресурс]: учебное пособие | Минск: Высшая школа, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. | Методы решения задач по физике [Электронный ресурс] : учеб. пособие | Москва : Физматлит, 2012 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Интернет-портал "Университетская библиотека онлайн" | biblioclub.ru | ||
Э2 | ЭБС "Лань" | e.lanbook.com | ||
Э3 | ЭБС "Юрайт" | www.biblio-online.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Excel (Microsoft), 2007 г. OriginLab Origin Pro 8.0 (OriginLab), 2008 г. MatLAB 7 (MathWorks), 2010 г. MathCAD 14/15 (Parametric Technology Corporation), 2007/2009 гг. Mathematica 4.0 (Wolfram Research, Inc www.wolfram.com.), 2009 г. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека. www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека. www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека. www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека. http://www.biblioclub.ru/ интернет-портал «Университетская библиотека онлайн» www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана. www.intuit.ru/ Образовательный сайт |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
213К | лаборатория общего физпрактикума, лаборатория физики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная 1 шт.; Модульный учебный комплекс МУК - О (2 шт.); модульный учебный комплекс МУК - ОК; модуль-ный учебный комплекс МУК-ЭМ1 (2 шт.); Лаб. Дифракция Фраунгофера; Лаб. Изменение скорости полета пули; Лаб. Изучение законов теплового излучени; Лаб. Кольца Ньютона; Лаб. Маятник "Обербека"; Лаб. Механические колебания; Лаб. Определен.длины своб.пробега молеку; Лаб. Определение вязкости по Паузейлю; Лаб. Определение изменения энтропии возд; Лаб. Определение модуля Юнга; Лаб. Связанные маятники; Лаб.Бипризма Френеля; Лаб. Движ.тела под углом к горизонту; Лаб. Изучение спектров атома водорода; Лаб. Исследо-вание поляризации света; Лаб. Момент инерции махового колеса; Лаб.Определение фокусных расстояний линз; монитор Samsung 17" 795MB (SBBHQ) TCO`03; монитор Samsung 550 S15" 0,28; системный блок Celeron 2260MHz; системный блок Celeron 2.0/845GL/20Gb; латр; микрометр оку-лярный; монохроматор УМ-2; монохро-матор УМ-2; пирометр "Проминь"; сейф; скамья оптическая; скамья оптическая; скамья оптическая; скамья оптическая С0-1; часы настенные В-Тройка 2120; штангенциркуль мет.; электромагнит ЭМ-1; электронно-счетный секундомер; электронно-счетный секундомер; электронно-счетный секундомер; учебное наглядное пособие: "Лабораторный практикум по физике"; учебно-лабораторные стенды по механике, электричеству и магнетизму, оптике. |
001вК | склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032 |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |