Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,829999923706 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н. доцент Жариков Александр Владимирович
1.1. | Дисциплина «Операционные системы» обеспечивает приобретение знаний в соответствии с государственным образовательным стандартом, содействует фундаментализации образования и развитию логического мышления. Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию современных компьютеров и программных средств для решения широкого спектра задач в различных областях, а именно: ознакомить студентов с основами теории операционных систем; привить навыки работы с различными языками программирования для создания системных программ; изложить основные принципы организации системного программного обеспечения. Основными задачами изучения дисциплины «Операционные системы» являются: 1. овладение фундаментальными знаниями по операционным системам: целостное представление о науке и ее роли в развитии информационных технологий; владеть общими вопросами теории операционных систем; 2. овладение технологиями сбора, обработки, передачи и хранения информации; 3. приобретение практических навыков работы на персональном компьютере (основы работы в ОС семейств Windows, Unix, работа с архиваторами и антивирусными средства-ми, основы алгоритмизации и программирования) |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-22 | способностью анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации информационных систем |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - структуру персонального компьютера; - принципы устройства различных семейств операционных систем. - принципы устройства компьютерных сетей. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять полученные знания при работе с различными семействами операционных систем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыки работы с прикладными пакетами ПО; - умение работать с программными продуктами ПО; - навыки программирования на структурированный языках. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Работа в операционной системы UNIX | ||||||
1.1. | Файловая система | Лекции | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.1 |
1.2. | Файловая система | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-22 | Л1.1 |
1.3. | Файловые менеджеры | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-22 | Л2.1 |
1.4. | Основные утилиты UNIX для работы с файлами | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-22 | Л2.1 |
1.5. | Процессы | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-22 | Л2.1 |
1.6. | Основные утилиты UNIX для управления процессами | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-22 | Л2.1 |
1.7. | Пользователи системы | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-22 | Л2.1 |
1.8. | Пользовательская среда UNIX | Лекции | 7 | 4 | ПК-22 | |
1.9. | Пользовательская среда UNIX | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-22 | Л2.1 |
1.10. | Система управления заданиями | Сам. работа | 7 | 9 | ПК-22 | Л2.1 |
Раздел 2. Среда программирования UNIX | ||||||
2.1. | Программный интерфейс UNIX. СОздание и выполнение программ в ОС UNIX | Лекции | 7 | 4 | ПК-22 | Л1.1 |
2.2. | Программный интерфейс UNIX. СОздание и выполнение программ в ОС UNIX | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-22 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Работа с файлами | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-22 | Л2.1 |
2.4. | Процессы. Создание и управление процессами | Лекции | 7 | 4 | ПК-22 | Л1.1 |
2.5. | Процессы. Создание и управление процессами | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-22 | Л2.1 |
2.6. | Процессы. Сигналы. | Лекции | 7 | 4 | ПК-22 | |
2.7. | Процессы. Сигналы. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-22 | Л2.1 |
2.8. | Процессы. Группы и сеансы | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-22 | Л2.1 |
2.9. | Взаимодействие между процессами. FIFO | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-22 | Л2.1 |
2.10. | Взаимодействие между процессами. PIPE | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-22 | Л2.1 |
2.11. | Взаимодействие между процессами. SOCKET | Сам. работа | 7 | 13 | ПК-22 | Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пахмурин Д. О. | Операционные системы ЭВМ: учебное пособие | ТУСУР, 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Г. В. Курячий, К. А. Маслинский. | Операционная система Linux. Курс лекций : | М.: Издательсктй дом ДМК-пресс, ЭБС «Лань», 2010 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | linuxmint.com | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ОС семейства Unix Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); Портал исследовательской деятельности учащихся (www.researcher.ru); Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru:8101/ ); Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова (http://uwh.lib.msu.su/ ). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины. - Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения . - При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно. В течение семестра предполгается сдача лабораторных работ и индивидуальных заданий непосредственно в ходе проведения занятий. В лабораторных работах 1-4 задания выполняются согласно варианту студента. Прием лабораторных работ сопровождается дополнительными вопросами по соответствующей теме. |