МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика и служебный этикет психолога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к. псих. н., декан, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика и служебный этикет психолога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебной дисциплины является формирование навыков нормативно-правового анализа различных проблемных ситуаций в профессиональной деятельности психолога-практика и подготовка специалистов, владеющих знаниями этических аспектов служебной деятельности и умеющих их использовать на практике.
Задачи учебной дисциплины:
 усвоение базисных знаний о сущности профессиональной этики и служебного этикета;
 систематизация представлений о принципах, правилах и нормах делового взаимодействия партнеров в сфере служебной деятельности;
 овладение навыками учета личностных и ситуативных особенностей для продуктивного общения в профессиональной сфере, расширение арсенала средств общения - вербальных и невербальных;
 анализ проблем управленческой этики, типов партнерских отношений специалистов;
 развитие умений по диагностике и разрешению межличностных конфликтов в профессиональной сфере;
 углубление представлений о правилах и нормах делового этикета,
 организации официальных мероприятий (приемов, презентаций и т.д.);
 формирование имиджа специалиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью применять закономерности и методы науки в решении профессиональных задач
ПК-3 способностью описывать структуру деятельности специалиста в рамках определенной сферы, прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе знания нормативно -одобренного способа деятельности; нормы профессиональной этики; современные закономерности и методы психологической науки в решении профессиональных задач; этапы профессионального развития и их содержательные характеристики; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности; различные нормативно- правовые документы регламентирующие трудовую деятельность в организациях; содержание и особенности профессиональной этики и служебного этикета специалиста; принципы и методы делового взаимодействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения; осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях;
проводить нормативно-правовой и этический анализ профессиональной деятельности и соотносить нормативно одобренный и субъективно принятый способ деятельности с точки зрения нормативно- правовой и этической стороны организации профессиональной деятельности; планировать и проводить исследование профессиональной деятельности; проводить комплексный анализ профессиональной деятельности с нормативно-правовых и этических принципов ее организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки своих поступков и поступков, окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета; навыками позитивного взаимодействия в процессе профессиональной деятельности; принципами соотнесения способа деятельности с нормативно-правовым и этическим полем; планированием практико-ориентированного исследования с учетом нормативно-правовых и этических проблем в работе психолога; навыками планирования юридически и этически грамотной профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этические основы профессиональной деятельности психолога
1.1. Профессиональная этика – теория и мораль профессионалов. Этические и нормативно – правовые основы деятельности психолога. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Этические принципы в психологическом консультировании. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Этические принципы в психологическом консультировании.Этические аспекты построения взаимоотношений с разными группами клиентов. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Этические принципы психодиагностического обследования. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Значение Кодексов профессиональной этики для фирм и организаций. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.6. Теоретические предпосылки развития этики и психологии делового общения. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.7. Профессионализм как нравственная черта личности Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.8. Виды профессиональной этики Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.9. Виды профессиональной этики. Понятие профессиональной этики и ее место в системе универсальной этики. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.10. Требования к психологу - пользователю Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.11. Требования к специалистам - непсихологам Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Профессиональный этикет психолога.
2.1. Этика форм делового общения: приветствия, представления, обращения. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Правила ведения деловой беседы. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Этические правила подготовки и ведения телефонного разговора. Правила поведения в ситуациях: «Звонят Вам», «Звоните Вы». Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Этикет в культуре внешности. Одежда для мужчин. Одежда для женщин. Аксессуары. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.5. Этические аспекты начала и окончания рабочего дня, содержания своего рабочего места. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.6. Особенности телефонного общения. Стадии и элементы телефонного разговора. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.7. Стиль делового речевого воздействия и этикет. Дикция, скорость и ритм речи. Эмоциональное сопровождение. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.8. Национальные особенности делового общения. Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.9. Особенности взаимоотношений с родителями детей и подростков Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.10. Деловой протокол: сущность, характеристика, значение. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.11. Особенности построения взаимоотношений с дошкольниками, со школьниками, студентами, воситанниками детских домов и школ - интернатов, с детьми - инвалидами Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.12. Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с разными категориями взрослых клиентов Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.13. Приемы активизации деятельности участников совещания. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.14. Ошибки восприятия человека человеком в общении. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.15. Неформальные отношения между руководителем и подчиненным. Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Нравственно-психологические аспекты отношений в коллективе.
3.1. Роль этики в деловом общении. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Особенности общения в коллективе «по горизонтали». Особенности общения «по вертикали». Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Психологический практикум «Познай себя». Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.4. Правила ведения деловой беседы.«Человеческие отношения» и мотивация деятельности . Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.5. Природа и причины конфликтов.Типология конфликтов. Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.6. Правила составления резюме. Визитки Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.7. Вербальные средства в деловой коммуникации. Правила вербального этикета. Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.8. Невербальные средства в деловой коммуникации Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.9. Конфликты в деловой сфере.Разрешение конфликтов. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.10. Моральный уровень регуляции профессиональной деятельности психолога. Нравственный уровень регуляции деятельности психолога. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.11. Психологические различия между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием» в напряженных ситуациях Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.12. Морально-психологический климат в рабочей группе. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.13. Современные взгляды на место этики в профессиональном общении Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Канке Алла Анатольевна Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие ФОРУМ, 2016 znanium.com
Л1.2 Афашагова А. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.3 Протанская Е.С., Семенова С.В., Ходаковская О.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, , 2016 znanium.com
Л2.2 Загорская Л. М. Профессиональная этика и этикет: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Нестерова А.А., Суслова Т.Ф. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
4. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Профессиональная этика и служебный этикет психолога» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование