МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая устойчивость личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 30 22 30
Сам. работа 36 28 36 28
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психологическая устойчивость личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование базовых знаний и умений в области практической психологии по формированию психологической устойчивости личности. Формирование знаний и обучение практическим навыкам в области обеспечения психологической устойчивости личности и способов ее формирования и поддержания в чрезвычайных ситуациях.
Задачи курса:
- научить применять навыки психологической подготовки, необходимые в повседневной жизни и в кризисных/чрезвычайных ситуациях для формирования устойчивости личности.
- сформировать навыки проводить психологический анализ личности и ее деятельности при выполнении различных заданий в трудных жизненных ситуациях; проводить мероприятия по формированию и поддержанию психической устойчивости;
- определять состояние и прогнозировать поведение человека по комплексам вербальных и невербальных признаков; прогнозировать риски дезадаптивного, девиантного поведения, развития посттравматического стрессового расстройства;
- обучить методами диагностики и оценки психических состояний и адаптированности личности. при организации психологической помощи в трудных жизненных ситуациях;
- познакомить с современными формами и методами психофизической регуляции психических состояний, подготовки и восстановления личного состава, работающего в экстремальных ситуациях; решения задач психофизического самосовершенствования;
- систематизация как новых, так и имеющихся знаний по проблеме психических состояний, механизмах психической саморегуляции., а также особенностей разработки психологических технологий, позволяющих субъекту труда овладеть примами и техниками саморегуляции

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов
ПК-24 способностью выбирать и применять психологические технологии, позволяющие осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.механизмы формирования психологической устойчивости личности и факторы дезадаптации личности; категории риска по критерию психологической устойчивости к трудным жизненным ситуациям на различных этапах субъектогенеза; основные методы оценки и коррекции психических состояний и дезаадптивного поведения. Критерии прогноза нарушения психического здоровья личности; нормативные документы по составлению заключения по анализу личности и ее деятельности при выполнении различных заданий при организации психологической помощи в трудных жизненных ситуациях; основные механизмы формирования психологической устойчивости к психотравмирующим факторам трудных жизненных ситуаций; способы разработки рекомендаций по развитию личностных качеств, повышающих психологическую устойчивость к трудным жизненным ситуациям
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные механизмы формирования психологической устойчивости к психотравмирующим факторам трудных жизненных ситуаций ; проводить профессиональную диагностику и коррекцию психологических состояний и уровня адаптации личности; выявлять категории риска по критерию психологической устойчивости к трудным жизненным ситуациям на различных этапах субъектогенеза; эффективно взаимодействовать с различными типами людей в условиях профессиональной деятельности, корректировать собственный стиль поведения в различных ситуациях общении, повышать психологическую сплочённость, развивать эмоциональный климат в коллективе для обеспечения психологического благополучия населения; способность использовать полученные знания для обеспечения психологического здоровья, психологической устойчивости личного состава и населения, в том числе в чрезвычайных ситуациях; применять современные формы и методы профессиональной психофизической подготовки подчиненных и решения задач психофизического самосовершенствования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения основных механизмов формирования психологической устойчивости к психотравмирующим факторам трудных жизненных ситуаций; Навыками выявления категории риска по критерию психологической устойчивости к трудным жизненным ситуациям; навыками вариативной диагностики и коррекции психологических состояний и уровня адаптации личности; навыками систематизации как новых, так и имеющихся знаний по проблеме психических состояний, механизмах психической саморегуляции., а также особенностей разработки психологических технологий, позволяющих субъекту труда овладеть примами и техниками саморегуляции; навыками организации, управления и контроля совместной с другими людьми деятельности с учетом их и собственных психологических характеристик; навыками применения способов разработки рекомендаций по развитию личностных качеств, повышающих психологическую устойчивость к трудным жизненным ситуациям.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Проблема нормы психического развития личности
1.1. Статистически-адаптационный, культурологический, экзистенциональный, описательный и другие подходы к проблеме нормы психического развития. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Теоретические подходы к психологическому здоровью личности и её компонентов. Психическое здоровье как многоуровневое качество жизнедеятельности, характеризующееся адекватностью психического развития, реагирования, ориентирования в чрезвычайной ситуации. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Духовный, индивидуально-психологический, психосоматический, биоэнергетический уровни психического здоровья. Проблема целостности психического здоровья человека. Практические 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Границы действия нормы. Норма и проблемные ситуации различной степени сложности. Идеальная норма как возможный источник психотравмирования. Практические 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.5. Адаптация, адаптивность, адаптированность. Сущностные характеристики адаптации личности. Механизмы адаптации личности. Сам. работа 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.6. Уровни дезадаптированности: временная, устойчивая ситуативная, общая устойчивая. Сам. работа 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.7. Общая устойчивая дезадаптированность и нервозо-психозные комплексы. Дезадаптированность как патологическая адаптированность. Сам. работа 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Психическая устойчивость личности
2.1. Социально-психическая дезадаптированность как процесс нарушения адекватности деятельности (реагирования) личности в социальной среде. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Экстремальность условий, характера жизнедеятельности и дезадаптированность. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Дезадаптированность к собственным потребностям, притязаниям и групповым (референтным) ожиданиям, требованиям, социальным нормам. Переживание конфликта как признак дезадаптированности. Практические 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.4. Диагностика социально-психической дезадаптированности личности Практические 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.5. Опыт психологического, социально-психологического исследования различных видов социальных отклонений. Практические 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.6. Психическая типология и взаимосвязь социальных отклонений. Подходы к классификации. Практические 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.7. Соотнесенность процесса и результата исследований с данными других научных дисциплин. Сам. работа 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.8. Социально-психическая дезадаптированность личности как процесс нарушения адекватности деятельности (реагирования) личности к социальным нормам. Переживание конфликта как признак дезадаптированности. Сам. работа 4 4 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Посттравматические стрессовые расстройства
3.1. Посстравматические стрессовые растройства (ПТСР) как отсроченное проявление последствий психотравмирующих ситуаций. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Факторы запуска отсроченных расстройств: гиперпроблемная ситуация жизнедеятельности, провоцирующие обстоятельства личностно значимой ситуации прежней экстремальности, нервно-психическая истощаемость и др. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.3. Специфика катастрофических ПТСР. Зарубежные и отечественные исследования. Особенности диагностики посттравматиков. Проблема их психической реабилитации Лекции 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.4. Органическая картина ПТСР. ПТСР и девиантное поведение. ПТСР и удовлетворенность условиями жизнедеятельности. Практические 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.5. Классификация ПТСР: острые, хронические, отсроченные. Механизмы их протекания. Сам. работа 4 4 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.6. Симптоматика ПТСР: соматические расстройства, нарушения сна, размывание личностно-смысловой сферы, повышенная наркозависимость, негативизм, экстрачувствительность и возбудимость и т.д. Сам. работа 4 4 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Диагностика психологической устойчивости личности
4.1. Диагностика совладающих стратегий. Тест «Психологическая устойчивость» Л.В. Куликова. Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева Практические 4 4 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.2. Оценка нервно — психической устойчивости в стрессе (методика «Прогноз»). Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (Моросанова В. И.). Практические 4 4 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.3. Диагностика ПТСР. Практические 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.4. Методики диагностики эмоционального выгорания. Уровень самоактуализации личности. (Тест САТ, Опросник САМОАЛ) Сам. работа 4 4 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.5. Тест на уровень субъективного контроля (Тест УСК) Дж. Роттера• (Адаптация Е.Ф.Важина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда). Диагностика готовности к риску (методика Шуберта). Практические 4 4 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.6. Методика диагностики иррациональных установок. Диагностика толерантности к неопределённости. Тест Г. Айзенка в оценке нейротизма личности. MBTI Майерс-Бриггс. Методика исследования стратегий адаптивного поведения (АСП). Сам. работа 4 4 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.7. Опросник социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда. Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ), авторы А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин. Практические 4 2 ПК-8, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 [Л. Д. Демина и др.] Психологическая и психофизиологическая устойчивость личности: диагностика, консультирование, коррекция и реабилитация: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для вузов М.: Академия, 2007 www.e-reading.mobi
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хинканина А. Л. Психодиагностика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Биктина Н. Практикум по психологии посттравматического стресса: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ФГ БОУ ВПО ОГУ, 2011 biblioclub.ru
Л2.3 Забарин А.В. ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ И МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека онлайн: ЭБС. www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
4. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Психологическая устойчивость личности» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование