МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология общения и переговоров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 20 14 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 66 72 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель , Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к. псих. н., декан, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология общения и переговоров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол.наук. профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор психол.наук. профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов целостного представления об основных проблемах психологии и этики делового общения, понимание которых позволит им в дальнейшем использовать полученные знания как фундаментальную основу для организации совместной деятельности и взаимодействия в осваиваемой профессии.
Задачи освоения дисциплины
- формирование теоретические знания о важнейших закономерностях общения как процесса.
- формирование понимания сущности, принципов, целей и задач психологии общения;
- понимать психологические методы взаимодействия в процессе общения;
- показать роль и место психологических аспектов общения в современном обществе;
- сформировать знание о нормах общения;
- научить пользоваться современными подходами в психологии в реализации задач общения в управлении коллективами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью разрабатывать и использовать средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром
ПК-16 способностью эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности
ПК-18 способностью консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата
ПСК-1 подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные категории и понятия психологии общения и переговоров; основные отечественные и зарубежные подходы и концепции в области психологии общения и ведения переговоров; методы и специфику психодиагностики особенностей и эффективности общения и переговорного процесса; современные методы и технологии делового и личного общения, организации и ведения переговорного процесса; процессуальные и содержательные проблемы делового общения и переговоров в организациях; критерии эффективности делового общения и переговорного процесса и требования к личности и подготовке психолога-ведущего переговоры; этические аспекты профессиональной деятельности психолога-ведущего переговоры.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовывать психологическое пространство и взаимодействие в формате переговорного процесса, делового и личного общения; организовывать деловое общение и переговорные мероприятия в соответствии с возрастом, полом и уровнем образования потенциальных участников процесса; учитывать факторы, влияющие на успешность личного и делового общения, переговорного процесса; применять различные психодиагностические, профилактические и коррекционно-развивающие техники в работе с группой.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.общей, профессиональной, информационной и психологической культурой общения и ведения переговорного процесса; навыками организации, проведения и мониторинга эффективности общения и переговоров; методами и приемами эффективного психологического взаимодействия с группой; навыками построения и организации диагностических процедур в формате делового общения и переговорного процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы психологии общения и переговоров
1.1. Предмет психологии общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Содержание, цель и средства общения Лекции 9 2 ПК-16, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Предмет психологии общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Содержание, цель и средства общения Практические 9 2 ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Понятие коммуникативной ситуации. Виды коммуникаций. Структура. Массовая коммуникация и ее специфика. Общение в системе межличностных и общественных отношений Практические 9 2 ПК-16, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.4. Понятие коммуникативной ситуации. Виды коммуникаций. Структура. Массовая коммуникация и ее специфика. Общение в системе межличностных и общественных отношений Сам. работа 9 10 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.5. Барьеры межличностной коммуникации. Классификации барьеров, способы преодоления Лекции 9 4 ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.6. Барьеры межличностной коммуникации. Варианты речевого поведения: говорение и слушание. Приемы эффективного слушания. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Практические 9 2 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.7. Барьеры межличностной коммуникации. Варианты речевого поведения: говорение и слушание. Приемы эффективного слушания. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Сам. работа 9 10 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.8. Проблема эффективности публичного выступления. Критерии эффективности. Факторы успешности публичного выступления. Лекции 9 2 ПК-16, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.9. Проблема эффективности публичного выступления. Критерии эффективности. Факторы успешности публичного выступления. Практические 9 2 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.10. Проблема эффективности публичного выступления. Критерии эффективности. Факторы успешности публичного выступления. Сам. работа 9 8 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.11. Невербальная коммуникация, ее виды. Интерактивная сторона общения. Структура взаимодействия. Виды взаимодействия. Проблемы кооперации и конфликта. Манипулирование в общении Практические 9 2 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.12. Невербальная коммуникация, ее виды. Интерактивная сторона общения. Структура взаимодействия. Виды взаимодействия. Проблемы кооперации и конфликта. Манипулирование в общении Сам. работа 9 6 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.13. Роль социальной перцепции в процессе взаимопонимания. Специфика межличностной перцепции. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия. Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции Лекции 9 2 ПК-16, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.14. Роль социальной перцепции в процессе взаимопонимания. Специфика межличностной перцепции. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия. Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции Практические 9 2 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.15. Межличностная аттракция. Ее виды. Факторы возникновения и развития аттракции. Понимание в процессе межличностного общения. Стереотипы и их роль в понимании. Практические 9 2 ПК-16, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.16. Межличностная аттракция. Ее виды. Факторы возникновения и развития аттракции. Понимание в процессе межличностного общения. Стереотипы и их роль в понимании. Сам. работа 9 8 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Особенности делового общения и ведения переговоров
2.1. Деловое общение и его специфика. Стадии организации и ведения деловых переговоров Лекции 9 2 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Деловое общение и его специфика. Стадии организации и ведения деловых переговоров.Трудности и дефекты общения. Дефицитное общение. Акцентуации характера и дефекты общения Лекции 9 2 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.3. Компетентность в общении. Пути и способы развития компетентности в общении. . / Практические 9 2 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.4. Деловое общение и его специфика. Стадии организации и ведения деловых переговоров.Трудности и дефекты общения. Дефицитное общение. Акцентуации характера и дефекты общения Сам. работа 9 8 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.5. Современное состояние проблемы – теоретические подходы и модели к понятию переговоры./ Лекции 9 2 ПК-16, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.6. Динамика, функции, типология переговоров. Концепция деловых переговоров: методы ведения деловых переговоров. Практические 9 2 ПК-16, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.7. Способы разрешения конфликтов. Переговоры как способ предотвращения и разрешения конфликтов на ранней стадии развития социальной напряженности. Сам. работа 9 8 ПК-16, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.8. Методы улучшения восприятия и общения в переговорном процессе. Основные проблемы общения. Роль эмоций на переговорах: методы управления эмоциональной атмосферой на переговорах. Практические 9 2 ПК-16, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.9. Методы выявление позиций и интересов участников переговоров. Роль объективных критериев на переговорах; типы и способы использования объективных критериев Лекции 9 2 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.10. Значение, типы некорректных методов переговоров и способы ведение переговоров с оппонентами, использующими некорректные методы переговоров (оскорбления, угрозы и прочее). Практические 9 2 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.11. Социально-психологический портрет эффективного переговорщика. Методы исследования и диагностики уровня эмоциональной устойчивости (неустойчивости) личности Лекции 9 2 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.12. Социально-психологический портрет эффективного переговорщика. Методы исследования и диагностики уровня эмоциональной устойчивости (неустойчивости) личности Сам. работа 9 8 ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скибицкая И. Ю., Скибицкий Э. Г. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ефимова Наталия Сергеевна Социальная психология: Учебное пособие ФОРУМ, 2018 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фатеева И. М. Культура речи и деловое общение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МИРБИС|Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Букина Е.Я., Климакова Е.В. Деловое общение: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2011 www.studentlibrary.ru
Л2.3 Нестерова А.А., Суслова Т.Ф. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
4. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Психология общения и переговоров» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование