Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.04.02. Туризм |
Профиль | Туристско-рекреационные системы: проектирование и управление |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 43_04_02_ТП_1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 78 | 78 | 78 | 78 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович
1.1. | - дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - выработать навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе различных подходов и способность разрабатывать оптимальную стратегию действий в процессе научного исследования; - выработать умение планировать и применять подходы, методы и технологии научно-прикладных исследований в избранной сфере профессиональной деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
ОПК-6 | Способен планировать и применять подходы, методы и технологии научно-прикладных исследований в избранной сфере профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные подходы к определению «проблемной ситуации»; - основные особенности проблемной ситуации; - причины возникновения проблемной ситуации; - основные отличия и взаимосвязь проблемной ситуации, задачи и проблемы; - основные подходы к определению «проблемы»; - основные особенности научной проблемы; - виды проблем; - направления, способы и основные этапы развития проблемы; - основные методологические принципы и основания системного подхода; - специфику применения системного подхода в конкретнонаучных и междисциплинарных исследованиях; - концептуальные основы научно-исследовательской деятельности; - источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса; - этапы научного исследования; - основные этапы научного исследования и их специфику; - направления научных исследований в сфере туризма; - общие принципы научного проектирования в сфере туризма; - основные компоненты и методику написания научно-исследовательской работы; - общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия); - основы и принципы критической рефлексии; - основные формы мышления и развития знания; - основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном исследовании; - основные проблемы методологии научного познания; - общенаучные методологические подходы; - основные проблемы методологии научного познания; - понятийный аппарат методологии науки; - общенаучные методологические подходы; - особенности современного этапа развития научного знания; - концептуальные основы научно-исследовательской деятельности; - источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса; - основные истоки и источники подходов к исследованию философских проблем естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем философии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - понятие, функции и классификацию научных методов; - понятие метода и методологии научного исследования; - частные научные методы, применяемые с сфере туризма; - источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса; - специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических, эстетических и нравственных) аспектов аргументации; - основные виды и способы обоснования и критики убеждений; - основные частные и конкретные методы социальных исследований применяемые в сфере туризма; - основные частные и конкретные методы социологических исследований применяемые в сфере туризма; - основные частные и конкретные методы психологических исследований применяемые в сфере туризма; - основные частные и конкретные методы экономических исследований применяемые в сфере туризма. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выявлять и проводить исследование проблемной ситуации в процессе научно-исследовательской деятельности; - применять системный подход для выявления, анализа и оценки проблемных ситуаций; - четко формулировать и конкретизировать научные проблемы в процессе научно-исследовательской деятельности; - выбрать оптимальную научно-исследовательскую стратегию развития и решения поставленных проблем; - применять системный подход для формулирования и конкретизации проблем на первых этапах научного исследования; - применять системный подход для развития и решения поставленных проблем в процессе научно-исследовательской деятельности; - использовать первоисточники в процессе научного исследования; - выбрать тему научного исследования, определить цели задачи, объект, предмет исследования; - самостоятельно проводить сбор научной информации; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления; - применять в научном исследовании студента принципы, особенности и возможности информационно- коммуникативных технологий; - применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном исследовании; - правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации; - выявлять основные приемы рационального познания в научных текстах; - обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных текстов. - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; - выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного исследования; - использовать первоисточники в процессе научного исследования; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления; - определить основные подходы к исследованию философских проблем естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв., - выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов, - указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения философских проблем естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа общественных явлений; - выбрать метод и методику проведения исследовательских работ; - выдвинуть научную гипотезу и осуществить ее экспериментальную проверку; - использовать первоисточники в процессе научного исследования; - совмещать поля аргументации; - применять основные частные и конкретные методы социальных исследований применяемые в сфере туризма; - применять основные частные и конкретные методы социологических исследований применяемые в сфере туризма; - применять основные частные и конкретные методы психологических исследований применяемые в сфере туризма; - применять основные частные и конкретные методы экономических исследований применяемые в сфере туризма. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками проведения исследования проблемной ситуации в процессе научно-исследовательской деятельности; - навыками применения системного подхода для выявления, анализа и оценки проблемных ситуаций; - навыками формулирования и конкретизации научных проблем в процессе научно-исследовательской деятельности; - навыками формирования оптимальной научно-исследовательской стратегии развития и решения поставленных проблем; - навыками применения системного подхода для формулирования и конкретизации проблем на первых этапах научного исследования; - навыками применения системного подхода для развития и решения поставленных проблем в процессе научно-исследовательской деятельности; - навыками работы с научной литературой и методикой написания учебных и научно-исследовательских работ (рефератов, статей, курсовых, выпускной квалификационной работы); - навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала; - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам; - основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально- гуманитарного познания; - навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов; - навыками применения в научном исследовании студента принципов, особенностей и возможностей информационно-коммуникативных технологий; - навыками критического анализа получаемой информации; - общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности; - навыками анализа научных концепций; - навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики; - навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала; - навыками научной и философской аргументации. - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам; - основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально- гуманитарного познания; - навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов; - основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально-гуманитарного познания; - навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов; - навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения; - общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности; - общими принципами и навыками научного анализа в сфере проектирования и оптимизации туризма; - навыками анализа экономической сферы туристского предприятия и организации; - научного анализа проблемы; - навыками применения инновационных методологических, прикладных подходов в исследовании проблемы; - навыками применения коммуникативных технологий в сфере сервиса и туризма; - навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала; - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам; - владеть навыками применения в научной деятельности правил и требований к оформлению научного исследования; - навыками применения основных частных и конкретных методов социальных исследований в сфере туризма; - навыками применения основных частных и конкретных методов социологических исследований в сфере туризма; - навыками применения основных частных и конкретных методов психологических исследований в сфере туризма; - навыками применения основных частных и конкретных методов экономических исследований в сфере туризма. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методологические основания социальных исследований | ||||||
1.1. | Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности | Лекции | 1 | 2 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.3. | Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания | Практические | 1 | 2 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
1.4. | Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 2. Позитивистский и герменевтический проекты методологии и методов социально- гуманитарного познания | ||||||
2.1. | Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. | Лекции | 1 | 1 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.2. | Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.3. | Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). | Лекции | 1 | 1 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.4. | Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.5. | Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтике (В. Дильтей). | Лекции | 1 | 2 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.6. | Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтике (В. Дильтей). | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.7. | Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). | Лекции | 1 | 2 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.8. | Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.9. | Методологические проблемы социально-гуманитарного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). | Лекции | 1 | 2 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.10. | Методологические проблемы социально-гуманитарного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 3. Философские и общенаучные методологические основания научных исследований в сфере туризма | ||||||
3.1. | Объект и основные аспекты философских и общенаучных исследований в туризме. Методологические подходы к изучению туризма | Практические | 1 | 2 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.2. | Объект и основные аспекты философских и общенаучных исследований в туризме. Методологические подходы к изучению туризма | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.3. | Методологические основы и принципы позитивизма и герменевтики в исследовании туризма | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.4. | Методологические основания исследования культурного ландшафта | Практические | 1 | 2 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.5. | Методологические основания исследования культурного ландшафта | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.6. | Методологические основы структурно-функционального анализа в исследовании туризма | Практические | 1 | 2 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.7. | Методологические основы структурно-функционального анализа в исследовании туризма | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.8. | Методологические основы экзистенциализма в исследовании "активного" туризма | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 4. Методология и методы конкретно-научных исследований в туризме | ||||||
4.1. | Теоретико-методологические основы и методы социологических исследований в туризме | Практические | 1 | 4 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
4.2. | Теоретико-методологические основы и методы социологических исследований в туризме | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
4.3. | Теоретико-методологические основы, методы и процедуры психологических исследований в туризме | Практические | 1 | 2 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
4.4. | Теоретико-методологические основы, методы и процедуры психологических исследований в туризме | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
4.5. | Теоретико-методологические основы экономических исследований в туризме | Практические | 1 | 2 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
4.6. | Теоретико-методологические основы экономических исследований в туризме | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
4.7. | Методы решения социально-экономических проблем и научных экономических исследований в туризме | Практические | 1 | 4 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
4.8. | Методы решения социально-экономических проблем и научных экономических исследований в туризме | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бессонов Б.Н. | ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Розин В. М. | ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Митрошенков О.А. | ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2021 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кузьменко Г.Н. | Философия и методология науки : учебник для магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2019 | https://www.biblio-online.ru/bcode/426254 |
Л2.2 | Канке, В. А. | История, философия и методология социальных наук : учебник для магистров | М. : Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Теория и методология социально-экономических исследований в туризме" | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э3 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э4 | Научная электронная библиотека | www.elibrary.ru | ||
Э5 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э6 | Университетская библиотека ONLINE | www.biblioclub.ru | ||
Э7 | ЭБС «Лань» | www.e.lanbook.com | ||
Э8 | ЭБС АлтГУ | http://elibrary.asu.ru/ | ||
Э9 | Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» | www.lib.asu.ru | ||
Э10 | LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ | www.library.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/ Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. Основные принципы организации работы студентов в ходе лекционных занятий: 1. Систематизация лекционного материала. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление 4. Корректность. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. 5. Повторение. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. Таким образом, конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: 1. становление и развитие познавательной мотивации студентов; 2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; 3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины; 4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: 5. повторение и закрепление знаний; 6. контроль; 7. педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским и научным понятиям каждого практического занятия. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо дополнить изучением понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: ЭБС Юрайт, университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к практическому занятию. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: 1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; 2. углубления и расширения общекультурного уровня студента; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; 4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала; 5. формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи: 1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; 2. выполнять предлагаемые задания; 3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. |