МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методология социально-экономических исследований в туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуристско-рекреационные системы: проектирование и управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_ТП_1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методология социально-экономических исследований в туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №556)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выработать навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе различных подходов и способность разрабатывать оптимальную стратегию действий в процессе научного исследования;
- выработать умение планировать и применять подходы, методы и технологии научно-прикладных исследований в избранной сфере профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-6 Способен планировать и применять подходы, методы и технологии научно-прикладных исследований в избранной сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные подходы к определению «проблемной ситуации»;
- основные особенности проблемной ситуации;
- причины возникновения проблемной ситуации;
- основные отличия и взаимосвязь проблемной ситуации, задачи и проблемы;
- основные подходы к определению «проблемы»;
- основные особенности научной проблемы;
- виды проблем;
- направления, способы и основные этапы развития проблемы;
- основные методологические принципы и основания системного подхода;
- специфику применения системного подхода в конкретнонаучных и междисциплинарных исследованиях;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- этапы научного исследования;
- основные этапы научного исследования и их специфику;
- направления научных исследований в сфере туризма;
- общие принципы научного проектирования в сфере туризма;
- основные компоненты и методику написания научно-исследовательской работы;
- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия);
- основы и принципы критической рефлексии;
- основные формы мышления и развития знания;
- основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном исследовании;
- основные проблемы методологии научного познания;
- общенаучные методологические подходы;
- основные проблемы методологии научного познания;
- понятийный аппарат методологии науки;
- общенаучные методологические подходы;
- особенности современного этапа развития научного знания;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- основные истоки и источники подходов к исследованию философских проблем естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем философии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- понятие, функции и классификацию научных методов;
- понятие метода и методологии научного исследования;
- частные научные методы, применяемые с сфере туризма;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических, эстетических и нравственных) аспектов аргументации;
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений;
- основные частные и конкретные методы социальных исследований применяемые в сфере туризма;
- основные частные и конкретные методы социологических исследований применяемые в сфере туризма;
- основные частные и конкретные методы психологических исследований применяемые в сфере туризма;
- основные частные и конкретные методы экономических исследований применяемые в сфере туризма.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять и проводить исследование проблемной ситуации в процессе научно-исследовательской деятельности;
- применять системный подход для выявления, анализа и оценки проблемных ситуаций;
- четко формулировать и конкретизировать научные проблемы в процессе научно-исследовательской деятельности;
- выбрать оптимальную научно-исследовательскую стратегию развития и решения поставленных проблем;
- применять системный подход для формулирования и конкретизации проблем на первых этапах научного исследования;
- применять системный подход для развития и решения поставленных проблем в процессе научно-исследовательской деятельности;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- выбрать тему научного исследования, определить цели задачи, объект, предмет исследования;
- самостоятельно проводить сбор научной информации;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- применять в научном исследовании студента принципы, особенности и возможности информационно- коммуникативных технологий;
- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном исследовании;
- правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации;
- выявлять основные приемы рационального познания в научных текстах;
- обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных текстов.
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного исследования;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- определить основные подходы к исследованию философских проблем естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.,
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов,
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения философских проблем естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа общественных явлений;
- выбрать метод и методику проведения исследовательских работ;
- выдвинуть научную гипотезу и осуществить ее экспериментальную проверку;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- совмещать поля аргументации;
- применять основные частные и конкретные методы социальных исследований применяемые в сфере туризма;
- применять основные частные и конкретные методы социологических исследований применяемые в сфере туризма;
- применять основные частные и конкретные методы психологических исследований применяемые в сфере туризма;
- применять основные частные и конкретные методы экономических исследований применяемые в сфере туризма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками проведения исследования проблемной ситуации в процессе научно-исследовательской деятельности;
- навыками применения системного подхода для выявления, анализа и оценки проблемных ситуаций;
- навыками формулирования и конкретизации научных проблем в процессе научно-исследовательской деятельности;
- навыками формирования оптимальной научно-исследовательской стратегии развития и решения поставленных проблем;
- навыками применения системного подхода для формулирования и конкретизации проблем на первых этапах научного исследования;
- навыками применения системного подхода для развития и решения поставленных проблем в процессе научно-исследовательской деятельности;
- навыками работы с научной литературой и методикой написания учебных и научно-исследовательских работ (рефератов, статей, курсовых, выпускной квалификационной работы);
- навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально- гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками применения в научном исследовании студента принципов, особенностей и возможностей информационно-коммуникативных технологий;
- навыками критического анализа получаемой информации;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- навыками анализа научных концепций;
- навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики;
- навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала;
- навыками научной и философской аргументации.
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально- гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально-гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- общими принципами и навыками научного анализа в сфере проектирования и оптимизации туризма;
- навыками анализа экономической сферы туристского предприятия и организации;
- научного анализа проблемы;
- навыками применения инновационных методологических, прикладных подходов в исследовании проблемы;
- навыками применения коммуникативных технологий в сфере сервиса и туризма;
- навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- владеть навыками применения в научной деятельности правил и требований к оформлению научного исследования;
- навыками применения основных частных и конкретных методов социальных исследований в сфере туризма;
- навыками применения основных частных и конкретных методов социологических исследований в сфере туризма;
- навыками применения основных частных и конкретных методов психологических исследований в сфере туризма;
- навыками применения основных частных и конкретных методов экономических исследований в сфере туризма.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания социальных исследований
1.1. Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности Лекции 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания Практические 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Позитивистский и герменевтический проекты методологии и методов социально- гуманитарного познания
2.1. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Лекции 1 1 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Сам. работа 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Лекции 1 1 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Сам. работа 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтике (В. Дильтей). Лекции 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтике (В. Дильтей). Сам. работа 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Лекции 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Сам. работа 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.9. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Лекции 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.10. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Сам. работа 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Философские и общенаучные методологические основания научных исследований в сфере туризма
3.1. Объект и основные аспекты философских и общенаучных исследований в туризме. Методологические подходы к изучению туризма Практические 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Объект и основные аспекты философских и общенаучных исследований в туризме. Методологические подходы к изучению туризма Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Методологические основы и принципы позитивизма и герменевтики в исследовании туризма Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Методологические основания исследования культурного ландшафта Практические 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Методологические основания исследования культурного ландшафта Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Методологические основы структурно-функционального анализа в исследовании туризма Практические 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.7. Методологические основы структурно-функционального анализа в исследовании туризма Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.8. Методологические основы экзистенциализма в исследовании "активного" туризма Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Методология и методы конкретно-научных исследований в туризме
4.1. Теоретико-методологические основы и методы социологических исследований в туризме Практические 1 4 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Теоретико-методологические основы и методы социологических исследований в туризме Сам. работа 1 8 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Теоретико-методологические основы, методы и процедуры психологических исследований в туризме Практические 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Теоретико-методологические основы, методы и процедуры психологических исследований в туризме Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.5. Теоретико-методологические основы экономических исследований в туризме Практические 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.6. Теоретико-методологические основы экономических исследований в туризме Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.7. Методы решения социально-экономических проблем и научных экономических исследований в туризме Практические 1 4 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.8. Методы решения социально-экономических проблем и научных экономических исследований в туризме Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бессонов Б.Н. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Розин В. М. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Митрошенков О.А. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426254
Л2.2 Канке, В. А. История, философия и методология социальных наук : учебник для магистров М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Теория и методология социально-экономических исследований в туризме" portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э5 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э6 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э7 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э8 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э9 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э10 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. Основные принципы организации работы студентов в ходе лекционных занятий:
1. Систематизация лекционного материала. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
4. Корректность. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
5. Повторение. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Таким образом, конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским и научным понятиям каждого практического занятия. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо дополнить изучением понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: ЭБС Юрайт, университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к практическому занятию.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.