МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостиничное дело
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_ГД-23-2019
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 287
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 1
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 287 287 287 287
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Быкова В.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
География

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 04.12.2015г. №1432)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 21.06.2019 протокол № 10.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов целостного представления о современной географической оболочке, законах развития планетарного социума, понимание законов развития природы, общества и человека,
- воспитание навыков анализа природных и социально-экономических процессов в пространстве;
- раскрытие основных закономерностей территориальной организации населения и хозяйства мира;
- формирование представления о пространственных закономерностях развития туристской индустрии;
- ознакомление студентов с основными аспектами формирования географии современного туризма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности пространственного распределения отдельных компонентов природы и ландшафтов на территории материков и океанов и общие закономерноти физико-географичеких процессов и явлений на планете
принципы современной географической картины мира;
основные социально-экономические характеристики регионов мира, современную демографическую ситуацию мира, география основных отраслей хозяйства мира
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять зонально-поясную структуру материков, современные ландшафты и их специфику, а также устанавливать взаимосвязи между природными компонентами в пределах территории различных материков
- находить причинно-следственные связи между отдельными природными процессами и явлениями и их влиянием на хозяйственную деятельность;
- анализировать литературные и картографические источники;
- в устной и письменной форме характеризовать сущность социально-экономических процессов и явлений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками составления комплексной характеристики физико-географической и экономико-географической стран мира
- обладать навыками работы с географическими картами;
- проводить географические описания на местности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физическая география
1.1. Введение в дисциплину. Объект, предмет и содержание географической науки Лекции 1 1 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.2. Структура географической науки. Место географии в системе наук. Задачи географии. Основные этапы развития географической науки. Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.3. Структура географической науки. Место географии в системе наук. Задачи географии. Основные этапы развития географической науки. Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.4. Методология географии. Методы географических исследований. Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.5. Методология географии. Методы географических исследований. Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.6. Методология географии. Методы географических исследований. Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.7. Земля во Вселенной. Лекции 1 1 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.8. Вселенная. Солнечная система. Земля. Взаимодействие Земли и Космоса. Сам. работа 1 5 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.9. Вселенная. Солнечная система. Земля. Взаимодействие Земли и Космоса. Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.10. Географическая оболочка. Физические свойства географической оболочки. Состав географической оболочки. Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.11. Понятие о географической оболочке. Литосфера. Атмосфера. Практические 1 1 ОК-6, ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.12. Понятие о географической оболочке. Литосфера. Атмосфера. Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.13. Гидросфера. Криосфера. Биосфера. Кора выветривания. Почвенный покров. Антропосфера. Практические 1 1 ОК-6, ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.14. Гидросфера. Криосфера. Биосфера. Кора выветривания. Почвенный покров. Антропосфера. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.15. Закономерности строения и структуры географической оболочки. Динамика географической оболочки. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.16. Целостность географической оболочки. Поясно-зональные структуры. Вертикальная поясность географической оболочки. Общие черты строения земной поверхности. Круговорот вещества и энергии. Ритмические процессы. Динамика биоты. Саморегулирование в географической оболочке. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.17. Целостность географической оболочки. Поясно-зональные структуры. Вертикальная поясность географической оболочки. Общие черты строения земной поверхности. Круговорот вещества и энергии. Ритмические процессы. Динамика биоты. Саморегулирование в географической оболочке. Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.18. Основные этапы развития географической оболочки. Глобальные изменения в географической оболочке. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.19. Стратиграфическая шкала. Реконструкция состава литосферы, атмосферы, гидросферы, органического мира. Антропогенные изменения в географической оболочке. Глобальные изменения в географической оболочке. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.20. Стратиграфическая шкала. Реконструкция состава литосферы, атмосферы, гидросферы, органического мира. Антропогенные изменения в географической оболочке. Глобальные изменения в географической оболочке. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.21. Физическая география материков и океанов. Евразия. Северная Америка. Южная Америка. Африка. Австралия. Антарктида. Тихий, Атлантический Индийский, Северный ледовитый океаны. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.22. Физическая география материков и океанов: Евразия. Практические 1 1 ОК-6, ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.23. Физическая география материков и океанов: Евразия. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.24. Физическая география материков и океанов: Северная Америка Практические 1 1 ОК-6, ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.25. Физическая география материков и океанов: Северная Америка Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.26. Физическая география материков и океанов: Южная Америка Практические 1 2 ОК-6, ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.27. Физическая география материков и океанов: Южная Америка Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.28. Физическая география материков и океанов: Африка Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.29. Физическая география материков и океанов: Африка Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.30. Физическая география материков и океанов: Австралия Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.31. Физическая география материков и океанов: Австралия Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.32. Физическая география материков и океанов: Антарктида Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.33. Физическая география материков и океанов: Антарктида Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.34. Физическая география материков и океанов: Тихий океан Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.35. Физическая география материков и океанов: Тихий океан Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.36. Физическая география материков и океанов: Атлантический океан Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.37. Физическая география материков и океанов: Атлантический океан Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.38. Физическая география материков и океанов: Северный-Ледовитый океан Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.39. Физическая география материков и океанов: Северный-Ледовитый океан Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.40. Физическая география материков и океанов: Индийский океан Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
1.41. Физическая география материков и океанов: Индийский океан Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Социально-экономическая география
2.1. Политическая карта мира. Лекции 1 1 ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.2. Классификация стран современного мира Практические 1 1 ОК-6, ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.3. Политическая карта мира. Типология стран современного мира Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.4. Население мира Лекции 1 2 ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.5. Население мира: динамика и структура Практические 1 1 ОК-6, ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.6. Население мира: динамика и структура Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.7. Урбанизация в современном мире Практические 1 2 ОК-6, ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.8. Урбанизация в современном мире Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.9. География мировых природных ресурсов. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.10. Природные ресурсы мира Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.11. География отраслей мирового хозяйства. Лекции 1 1 ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.12. Мировое хозяйство Практические 1 2 ОК-6, ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.13. Мировое хозяйство Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.14. Транспорт: компонент географического разделения труда и фактор интеграции. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.15. Современная транспортная система мира Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.16. Характеристика стран и регионов мира. Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.17. Страна в системе экономических, политических и культурно-исторических (регионов) мира. Сравнительная характеристика важнейших стран и макрорегионов мира Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.18. Анализ природных, историко-культурных, социально-экономических предпосылок развития туризма в различных странах мира. Пространственная организация туризма. Практические 1 2 ОК-6, ОК-7 Л3.1, Л2.1
2.19. Анализ природных, историко-культурных, социально-экономических предпосылок развития туризма в различных странах мира. Пространственная организация туризма. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
Раздел 3. География туризма
3.1. География туризма, связь с другими географическими дисциплинами. Лекции 1 2 ОК-7 Л3.1, Л2.1
3.2. География туризма, связь с другими географическими дисциплинами. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1
3.3. Туристско-рекреационное районирование. Регионы, зоны, районы их иерархия и типология Практические 1 2 ОК-6, ОК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Туристские, районы их иерархия и типология. Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. Туристские зоны и районы Европы. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.6. Туристские зоны и районы Зарубежной Европы Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.7. Туристско-рекреационные зоны и районы Азии. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.8. Туристские зоны и районы Зарубежной Азии Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.9. Туристско-рекреационные зоны и районы Африки. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.10. Туристские зоны и районы Африки Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.11. Туристско-рекреационные районы Австралии и Океании. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.12. Туристские зоны и районы Австралии и Океании Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.13. Туристско-рекреационные районы Северной Америки. Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.14. Туристские зоны и районы Северной Америки Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.15. Туристско-рекреационные районы Латинской Америки Сам. работа 1 4 ОК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.16. Туристские зоны и районы Латинской Америки Сам. работа 1 6 ОК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.17. Экзамен 1 13 ОК-6, ОК-7 Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бессараб Д. А. , Штефан Л. В. География международного туризма. Ч. 1. Туристическое страноведение: ЭБС «Университетская библиотека online» ТетраСистемс, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ненашева Г.И. Физическая география материков и океанов: учебно-методическое пособие Алтайского гос. ун-та, 2008
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Бондарович А.А., Праздникова Н.Н. География туризма : практикум Типография АГУ, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э2 2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э3 3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э4 4. Поисковая система: http://www.google.com/
Э5 5. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
Э6 6. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru
Э7 7. Отдел статистики ООН http://unstats.un.org/
Э8 8. Всемирный банк Основная статистическая продукция Банка - ежегодная публикация «Показатели глобального развития». http://data.worldbank.org/
Э9 9. World Factbook. Данные по странам мира. http://cia.gov/factbook/
Э10 10. Population Reference Bureau Информация о населении мира. http://prb.org/
Э11 11. Данные по численности населения городов, стран и территорий мира: http://world-gazetteer.com/
Э12 12. Программа ООН по населенным пунктам (Хабитат) Информационные обзоры и статистика по городскому населению мира. http://unchs.org/
Э13 13. Бюро статистики Международной организации труда. http://laborsta.ilo.org/
Э14 14. Отдел статистики ЮНЕСКО Статистическая информация в сфере образования, науки, культуры. http://dis.unesco.org/
Э15 15. Комитет по статистике Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). Информация о сельском п лесном хозяйстве, продовольственном обеспечении стран мира. http://faostat.fao.org/
Э16 16. Данные о запасах, добыче, экспорте энергоресурсов на сайте компании British petroleum. 1птр://Ьр.сот/ (раздел Reports and publications/Statistical Кешей of World Energy)
Э17 17. Статистический отдел Конференции ООН по торговле H развитию (ЮНКТАД). http://unctadstat.unctad.org/
Э18 18. библиотека туризма http://tourlib.net/lib.htm
Э19 19. Ростуризм http://www.russiatourism.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Power Point, Windows Media, MapInfo Professional, Adobe Reader, Microsoft Office Picture Manager
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.