МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы научных исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуризм: проектирование и управление туристско-рекреационными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_ТП-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы научных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 17.08.2015г. №837)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – подготовка студентов к самостоятельным научным исследованиям в области туризма, изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования, усвоение процедуры научного исследования, последовательности и специфики каждого из его этапов.
Задачи дисциплины:
Ознакомление студентов с научной терминологией и основными методами научных исследований
Освоение принципов основных философских, общенаучных и частнонаучных подходов и их принципов методологической базы научных исследований
Определение основных возможных направлений и форм научных исследований сферы туризма;
Изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования
Изучение требований к студенческим проектам и технологии их выполнения, позволяющее на высоком научном уровне разрабатывать курсовые и дипломные работы и проекты.
Ознакомление студентов с основными вариантами методики написания научного исследования;
Выработка навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления научного исследования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- структуру и специфику основных разделов диссертационного исследования;
- правила и требования к оформлению научного исследования;
- типы мировоззрения;
- основные функции философии;
- специфику ведения философского диалога;
- основы и принципы критической рефлексии;
- специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических, эстетических и нравственных) аспектов аргументации;
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов;
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- применять в научной деятельности правила и требования к оформлению научного исследования;
- совмещать поля аргументации;
- использовать научные концепции для формирования и обоснования собственных убеждений;
- применять полученные знания для анализа общественных явлений;
- выявлять коллективные, мифологические, пралогические проявления психики;
- использовать социально-философские концепции для формирования и обоснования собственных убеждений;
- применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа общественных явлений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально-гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- владеть навыками применения в научной деятельности правил и требований к оформлению научного исследования;
- навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- навыками выявления и совмещения полей аргументации;
- навыками коммуникации, понимать её философское значение.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научное исследование студента: общая характеристика выпускной квалификационной работы, структура и требования. Методика проведения научного исследования и написания итоговой работы
1.1. Понятие выпускной квалификационной работы. Признаки научно-квалификационной работы. Лекции 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие выпускной квалификационной работы. Признаки научно-квалификационной работы. Сам. работа 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Составные части выпускной квалификационной работы. Структурно-логическая композиция выпускной квалификационной работы. Принцип соответствия. Лекции 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Составные части выпускной квалификационной работы. Структурно-логическая композиция выпускной квалификационной работы. Сам. работа 1 6 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Определения объекта и предмета исследования. Определения объекта и предмета исследования. Их соотношение и взаимосвязь. Взаимосвязь предмета и объекта с целью исследования. Способы выделения (конструирования, построения) предмета выпускной квалификационной работы. Выбор оснований для выделения предмета исследования Практические 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Определения объекта и предмета исследования. Определения объекта и предмета исследования. Их соотношение и взаимосвязь. Взаимосвязь предмета и объекта с целью исследования. Способы выделения (конструирования, построения) предмета выпускной квалификационной работы. Выбор оснований для выделения предмета исследования Сам. работа 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Тема выпускной квалификационной работы, его проблема и цель. Аргументация актуальности темы. Состояние и степень разработанности темы: критерии оценки. Лекции 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Тема выпускной квалификационной работы, его проблема и цель. Аргументация актуальности темы. Состояние и степень разработанности темы: критерии оценки. Сам. работа 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Проблема и задачи научного исследования. Понятие проблемы и ее взаимосвязь с задачами исследования. Требования к выдвижению проблем и формулировке задач. Взаимосвязь формулировок задач с целью исследования и структурой работы. Практические 1 2 ОК-3, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Проблема и задачи научного исследования. Понятие проблемы и ее взаимосвязь с задачами исследования. Требования к выдвижению проблем и формулировке задач. Взаимосвязь формулировок задач с целью исследования и структурой работы. Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Понятие методологии. Понятия методологического принципа и методологического подхода. Требования к теоретико-методологическим основам научного исследования. Лекции 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Понятие методологии. Понятия методологического принципа и методологического подхода. Требования к теоретико-методологическим основам научного исследования. Сам. работа 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Методы научного познания как методы выпускной квалификационной работы. Типологии и классификации научных методов. Сам. работа 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Требования к результатам выпускной квалификационной работы. Понятие и критерии новизны результатов научного исследования. Сам. работа 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Способы аргументации положений, вынесенных на защиту. Логические способы аргументации. Риторические приемы. Эмоционально-психологические средства. Практические 1 2 ОК-3, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Способы аргументации положений, вынесенных на защиту. Логические способы аргументации. Риторические приемы. Эмоционально-психологические средства. Сам. работа 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Сбор и анализ информации по теме научного исследования
2.1. Информационная база (источники информации, база данных, опытно-экспериментальная основа) научного исследования. Принципы и методика сбора и анализа научной информация для научного исследования студента (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты). Лекции 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Информационная база (источники информации, база данных, опытно-экспериментальная основа) научного исследования. Принципы и методика сбора и анализа научной информация для научного исследования студента (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты). Сам. работа 1 6 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Система поиска eLIBRARY.ru, ее особенности, достоинства, недостатки и применение Общая характеристика eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Система поиска eLIBRARY.ru, ее особенности, достоинства, недостатки и применение. Практические 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Система поиска eLIBRARY.ru, ее особенности, достоинства, недостатки и применение Общая характеристика eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Система поиска eLIBRARY.ru, ее особенности, достоинства, недостатки и применение. Сам. работа 1 6 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Анализ основных специальностей и тематики представленных на eLIBRARY.ru статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента. Анализ основных статей, представленных на eLIBRARY.ru и связанных с научным исследованием студента. Анализ основных сборников, представленных на eLIBRARY.ru и связанных с научным исследованием студента. Анализ основных монографий, представленных на eLIBRARY.ru и связанных с научным исследованием студента. Анализ основных диссертаций и авторефератов, представленных на eLIBRARY.ru и связанных с научным исследованием студента. Практические 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Анализ основных специальностей и тематики представленных на eLIBRARY.ru статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента. Анализ основных статей, представленных на eLIBRARY.ru и связанных с научным исследованием студента. Анализ основных сборников, представленных на eLIBRARY.ru и связанных с научным исследованием студента. Анализ основных монографий, представленных на eLIBRARY.ru и связанных с научным исследованием студента. Анализ основных диссертаций и авторефератов, представленных на eLIBRARY.ru и связанных с научным исследованием студента. Сам. работа 1 6 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Отбор и статистическая обработка статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru. Отбор и статистическая обработка статей, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru. Отбор и статистическая обработка сборников, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru. Отбор и статистическая обработка монографий, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru. Отбор и статистическая обработка диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru. Практические 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Отбор и статистическая обработка статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru. Отбор и статистическая обработка статей, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru. Отбор и статистическая обработка сборников, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru. Отбор и статистическая обработка монографий, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru. Отбор и статистическая обработка диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru. Сам. работа 1 6 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Формулировка темы, оглавление и проект минимального "Введения" к будущей итоговой работе. Формулировка темы к будущей итоговой работе. Формулировка пунктов оглавления к будущей итоговой работе. Проект минимального "Введения" к будущей итоговой работе (актуальность, степень изученности, объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологические основы и методы исследования) Практические 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Формулировка темы, оглавление и проект минимального "Введения" к будущей итоговой работе. Формулировка темы к будущей итоговой работе. Формулировка пунктов оглавления к будущей итоговой работе. Проект минимального "Введения" к будущей итоговой работе (актуальность, степень изученности, объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологические основы и методы исследования) Сам. работа 1 10 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Проект заявки на грант по тематике связанной с темой научного исследования Основные виды грантов. Требования к содержательному обоснованию заявки на грант. Составление обоснования заявки на грант и его связь с темой научного исследования Практические 1 2 ОК-3, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Проект заявки на грант по тематике связанной с темой научного исследования Основные виды грантов. Требования к содержательному обоснованию заявки на грант. Составление обоснования заявки на грант и его связь с темой научного исследования Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Байбородова Л.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Афанасьев В.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426254
Л2.2 Канке, В. А. История, философия и методология социальных наук : учебник для магистров М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Основы научных исследований" portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 Официальный сайт Минэкономразвития РФ economy.gov.ru
Э5 Федеральное агентство по туризму www.russiatourism.ru
Э6 ФЗ об основах турдеятельности ozpp.ru
Э7 Современные информационные технологии в туристском бизнесе vorst-alina.narod.ru
Э8 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э9 Электронная библиотека но философии rilosof.historic.ru
Э10 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э11 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э12 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э13 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э14 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э15 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э16 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э17 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э18 Библиотека по философии. lib.ru
Э19 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э20 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором: http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686
Современные информационные технологии в туристском бизнесе: http://vorst-alina.narod.ru/
ФЗ об основах турдеятельности: http://ozpp.ru/zknd/turi/
Федеральное агентство по туризму: http://www.russiatourism.ru/
Официальный сайт Минэкономразвития РФ: http://economy.gov.ru/minec/main
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. Основные принципы организации работы студентов в ходе лекционных занятий:
1. Систематизация лекционного материала. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
4. Корректность. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
5. Повторение. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Таким образом, конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским и научным понятиям каждого практического занятия. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо дополнить изучением понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: ЭБС Юрайт, университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к практическому занятию.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЗАЧЕТУ.
Для подготовки к зачету используйте перечень примерных вопросов. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекциях и практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекциях и практических занятиях, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом. Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, обязательна иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.