Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.04.01. Сервис |
Профиль | Современные методы и технологии сервиса в социально-культурной сфере |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 43_04_01_С-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 91 | 91 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович
1.1. | - ввести магистрантов в общее проблемное поле истории и философии досуга, показать этапы становления и развития философского и научного знания, смену научных парадигм и типов научной рациональности, связанных с исследованием и интерпретацией досуга; - дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем досуговой деятельности; - определить основные подходы к исследованию проблем досуговой деятельности; - выработать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления научного исследования, связанного с исследованием и интерпретацией досуга. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | различные варианты понимания и интерпретации досуговой деятельности; специфику различных форм и видов досуговой деятельности; специфику форм и видов досуговой деятельности различных социальных групп; принципы и нормы организации досуговой деятельности; общенаучные философские и научные подходы и концепции к исследованию и интерпретации досуга; концептуальные основы научно-исследовательской деятельности в сфере досуга; источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять знания различных вариантов понимания и интерпретации досуговой деятельности в зависимости от конкретных обстоятельств и ситуации; учитывать специфику различных форм и видов досуговой деятельности и связанную с ними вероятность возникновения нестандартных ситуаций ; учитывать специфику форм и видов досуговой деятельности различных социальных групп, чтобы быть готовым действовать в нестандартных ситуациях; применять принципы и нормы организации досуговой деятельности в зависимости от конкретных обстоятельств и ситуации; формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности в сфере досуга и требующие углубленных профессиональных знаний; выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного исследования в сфере досуга; использовать первоисточники в процессе научного исследования в сфере досуга; применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления, в процессе философского и научного анализа современных социальных явлений и процессов, связанных с досуговой деятельностью. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения знаний различных вариантов понимания и интерпретации досуговой деятельности, с тем чтобы быть готовым принять адекватное решение в конкретных обстоятельствах и ситуации; навыками учета специфики различных форм и видов досуговой деятельности и связанной с ними вероятности возникновения нестандартных ситуаций ; навыками учета специфики форм и видов досуговой деятельности различных социальных групп, чтобы быть готовым действовать в нестандартных ситуациях; навыками применения принципов и норм организации досуговой деятельности в зависимости от конкретных обстоятельств и ситуации; навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала связанного с досуговой деятельностью; навыками научной и философской аргументации; навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам связанным с досуговой деятельностью; основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания в сфере досуга; навыками философского и научного анализа современных социальных явлений и процессов, связанных с досуговой деятельностью. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Проблема определения понятия "досуг" и основные подходы к его изучению | ||||||
1.1. | Проблема определения понятия "досуг" | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОК-3 | Л1.1 |
1.2. | Проблема определения понятия "досуг" | Практические | 1 | 1 | ОК-2, ОК-3 | Л1.1 |
1.3. | Проблема определения понятия "досуг" | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2, ОК-3 | Л1.1 |
1.4. | Основные подходы к изучению феномена досуга | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОК-3 | Л1.1 |
1.5. | Основные подходы к изучению феномена досуга | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОК-3 | Л1.1 |
1.6. | Основные подходы к изучению феномена досуга | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2, ОК-3 | Л1.1 |
Раздел 2. Понимание досуга в европейской традиции в различные исторические периоды | ||||||
2.1. | Философские концепты и понимание досуга в период Античности | Лекции | 1 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Философские концепты и понимание досуга в период Античности | Практические | 1 | 1 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Философские концепты и понимание досуга в период Античности | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Философские концепты и понимание досуга в период Средневековья | Лекции | 1 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Философские концепты и понимание досуга в период Средневековья | Практические | 1 | 1 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Философские концепты и понимание досуга в период Средневековья | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Философские концепты и понимание досуга в период Возрождения | Практические | 1 | 1 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Философские концепты и понимание досуга в период Возрождения | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Философские концепты и понимание досуга в период Нового времени | Практические | 1 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Философские концепты и понимание досуга в период Нового времени | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Понимание досуга в российской традиции в различные исторические периоды | ||||||
3.1. | Специфика понимания и проведения досуга в русской традиции в допетровскую эпоху | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Специфика понимания и проведения досуга в российской традиции в XVII - нач. XX вв. | Практические | 1 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Специфика понимания и проведения досуга в российской традиции в XVII - нач. XX вв. | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Философские концепты, понимание и специфика проведения досуга в советский период и современной России | Практические | 1 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Философские концепты, понимание и специфика проведения досуга в советский период и современной России | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Основные философские и научные концепции интерпретации и исследования досуга | ||||||
4.1. | Философские и научные концепции исследования и интерпретации досуга в контексте массовой культуры и общества потребления | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Философские и научные концепции исследования и интерпретации досуга в контексте массовой культуры и общества потребления | Сам. работа | 1 | 7 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Философские и научные концепции досуга как развлечения и игры | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Философские и научные концепции досуга как развлечения и игры | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Философские и научные концепции досуга как отдыха и рекреации | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Философские и научные концепции досуга как отдыха и рекреации | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Экзамен | Экзамен | 1 | 27 | ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; под науч. ред. А. В. Каменца. | Основы культурно-досуговой деятельности : учебник | М. : Издательство Юрайт, 2017. | www.biblio-online.ru/book/07975EEE-6431-4B07-8FA2-C411C206A2E6. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Арефьев, В.Е.; Прудникова, Н.Г. | История туризма и гостеприимства.: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/55 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт «Философия без границ». | platonanet.org.ua | ||
Э2 | Журнал «Вопросы философии». | vphil.ru | ||
Э3 | Библиотека по философии. | lib.ru | ||
Э4 | Сайт «Философы древности». | www.philosoma.ru | ||
Э5 | Институт философии РАН: философия в России | www.philosophy.ru | ||
Э6 | LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ | www.library.ru | ||
Э7 | Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» | www.lib.asu.ru | ||
Э8 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э9 | ЭБС «Лань» | www.e.lanbook.com | ||
Э10 | Университетская библиотека ONLINE | www.biblioclub.ru | ||
Э11 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э12 | Научная электронная библиотека | www.elibrary.ru | ||
Э13 | Электронная библиотека но философии | rilosof.historic.ru | ||
Э14 | Интернет-библиотека Института философии РАН | www.philosophy.ru | ||
Э15 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э16 | Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э17 | Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором: | http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686 | ||
Э18 | Современные информационные технологии в туристском бизнесе | vorst-alina.narod.ru | ||
Э19 | ФЗ об основах турдеятельности | ozpp.ru | ||
Э20 | Федеральное агентство по туризму | www.russiatourism.ru | ||
Э21 | Официальный сайт Минэкономразвития РФ | economy.gov.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором: http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686 Современные информационные технологии в туристском бизнесе: http://vorst-alina.narod.ru/ ФЗ об основах турдеятельности: http://ozpp.ru/zknd/turi/ Федеральное агентство по туризму: http://www.russiatourism.ru/ Официальный сайт Минэкономразвития РФ: http://economy.gov.ru/minec/main Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/ Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. Основные принципы организации работы студентов в ходе лекционных занятий: 1. Систематизация лекционного материала. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление 4. Корректность. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. 5. Повторение. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. Таким образом, конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: 1. становление и развитие познавательной мотивации студентов; 2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; 3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины; 4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: 5. повторение и закрепление знаний; 6. контроль; 7. педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским и научным понятиям каждого практического занятия. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо дополнить изучением понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: ЭБС Юрайт, университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к практическому занятию. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: 1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; 2. углубления и расширения общекультурного уровня студента; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; 4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала; 5. формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи: 1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; 2. выполнять предлагаемые задания; 3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. |