МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и философия досуга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильСовременные методы и технологии сервиса в социально-культурной сфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_С-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 91
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
История и философия досуга

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.01 Сервис (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 17.08.2015г. №835)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- ввести магистрантов в общее проблемное поле истории и философии досуга, показать этапы становления и развития философского и научного знания, смену научных парадигм и типов научной рациональности, связанных с исследованием и интерпретацией досуга;
- дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем досуговой деятельности;
- определить основные подходы к исследованию проблем досуговой деятельности;
- выработать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления научного исследования, связанного с исследованием и интерпретацией досуга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.различные варианты понимания и интерпретации досуговой деятельности;
специфику различных форм и видов досуговой деятельности;
специфику форм и видов досуговой деятельности различных социальных групп;
принципы и нормы организации досуговой деятельности;
общенаучные философские и научные подходы и концепции к исследованию и интерпретации досуга;
концептуальные основы научно-исследовательской деятельности в сфере досуга;
источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса.

3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания различных вариантов понимания и интерпретации досуговой деятельности в зависимости от конкретных обстоятельств и ситуации;
учитывать специфику различных форм и видов досуговой деятельности и связанную с ними вероятность возникновения нестандартных ситуаций ;
учитывать специфику форм и видов досуговой деятельности различных социальных групп, чтобы быть готовым действовать в нестандартных ситуациях;
применять принципы и нормы организации досуговой деятельности в зависимости от конкретных обстоятельств и ситуации;
формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности в сфере досуга и требующие углубленных профессиональных знаний;
выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного исследования в сфере досуга;
использовать первоисточники в процессе научного исследования в сфере досуга;
применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления, в процессе философского и научного анализа современных социальных явлений и процессов, связанных с досуговой деятельностью.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения знаний различных вариантов понимания и интерпретации досуговой деятельности, с тем чтобы быть готовым принять адекватное решение в конкретных обстоятельствах и ситуации;
навыками учета специфики различных форм и видов досуговой деятельности и связанной с ними вероятности возникновения нестандартных ситуаций ;
навыками учета специфики форм и видов досуговой деятельности различных социальных групп, чтобы быть готовым действовать в нестандартных ситуациях;
навыками применения принципов и норм организации досуговой деятельности в зависимости от конкретных обстоятельств и ситуации;
навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала связанного с досуговой деятельностью;
навыками научной и философской аргументации;
навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам связанным с досуговой деятельностью;
основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания в сфере досуга;
навыками философского и научного анализа современных социальных явлений и процессов, связанных с досуговой деятельностью.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблема определения понятия "досуг" и основные подходы к его изучению
1.1. Проблема определения понятия "досуг" Лекции 1 2 ОК-2, ОК-3 Л1.1
1.2. Проблема определения понятия "досуг" Практические 1 1 ОК-2, ОК-3 Л1.1
1.3. Проблема определения понятия "досуг" Сам. работа 1 8 ОК-2, ОК-3 Л1.1
1.4. Основные подходы к изучению феномена досуга Лекции 1 2 ОК-2, ОК-3 Л1.1
1.5. Основные подходы к изучению феномена досуга Практические 1 2 ОК-2, ОК-3 Л1.1
1.6. Основные подходы к изучению феномена досуга Сам. работа 1 8 ОК-2, ОК-3 Л1.1
Раздел 2. Понимание досуга в европейской традиции в различные исторические периоды
2.1. Философские концепты и понимание досуга в период Античности Лекции 1 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Философские концепты и понимание досуга в период Античности Практические 1 1 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Философские концепты и понимание досуга в период Античности Сам. работа 1 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.4. Философские концепты и понимание досуга в период Средневековья Лекции 1 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.5. Философские концепты и понимание досуга в период Средневековья Практические 1 1 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.6. Философские концепты и понимание досуга в период Средневековья Сам. работа 1 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.7. Философские концепты и понимание досуга в период Возрождения Практические 1 1 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.8. Философские концепты и понимание досуга в период Возрождения Сам. работа 1 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.9. Философские концепты и понимание досуга в период Нового времени Практические 1 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.10. Философские концепты и понимание досуга в период Нового времени Сам. работа 1 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Понимание досуга в российской традиции в различные исторические периоды
3.1. Специфика понимания и проведения досуга в русской традиции в допетровскую эпоху Сам. работа 1 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1
3.2. Специфика понимания и проведения досуга в российской традиции в XVII - нач. XX вв. Практические 1 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
3.3. Специфика понимания и проведения досуга в российской традиции в XVII - нач. XX вв. Сам. работа 1 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1
3.4. Философские концепты, понимание и специфика проведения досуга в советский период и современной России Практические 1 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
3.5. Философские концепты, понимание и специфика проведения досуга в советский период и современной России Сам. работа 1 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Основные философские и научные концепции интерпретации и исследования досуга
4.1. Философские и научные концепции исследования и интерпретации досуга в контексте массовой культуры и общества потребления Практические 1 2 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
4.2. Философские и научные концепции исследования и интерпретации досуга в контексте массовой культуры и общества потребления Сам. работа 1 7 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
4.3. Философские и научные концепции досуга как развлечения и игры Практические 1 2 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
4.4. Философские и научные концепции досуга как развлечения и игры Сам. работа 1 6 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
4.5. Философские и научные концепции досуга как отдыха и рекреации Практические 1 2 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
4.6. Философские и научные концепции досуга как отдыха и рекреации Сам. работа 1 6 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1
4.7. Экзамен Экзамен 1 27 ОК-2, ОК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; под науч. ред. А. В. Каменца. Основы культурно-досуговой деятельности : учебник М. : Издательство Юрайт, 2017. www.biblio-online.ru/book/07975EEE-6431-4B07-8FA2-C411C206A2E6.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Арефьев, В.Е.; Прудникова, Н.Г. История туризма и гостеприимства.: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/55
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э8 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э9 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э10 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э11 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э12 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э13 Электронная библиотека но философии rilosof.historic.ru
Э14 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э15 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э16 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э17 Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором: http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686
Э18 Современные информационные технологии в туристском бизнесе vorst-alina.narod.ru
Э19 ФЗ об основах турдеятельности ozpp.ru
Э20 Федеральное агентство по туризму www.russiatourism.ru
Э21 Официальный сайт Минэкономразвития РФ economy.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором: http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686
Современные информационные технологии в туристском бизнесе: http://vorst-alina.narod.ru/
ФЗ об основах турдеятельности: http://ozpp.ru/zknd/turi/
Федеральное агентство по туризму: http://www.russiatourism.ru/
Официальный сайт Минэкономразвития РФ: http://economy.gov.ru/minec/main
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. Основные принципы организации работы студентов в ходе лекционных занятий:
1. Систематизация лекционного материала. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
4. Корректность. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
5. Повторение. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Таким образом, конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским и научным понятиям каждого практического занятия. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо дополнить изучением понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: ЭБС Юрайт, университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к практическому занятию.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.