МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика и культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 141
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 4 4 14 14
Практические 22 22 12 12 34 34
Сам. работа 121 121 20 20 141 141
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27
Итого 180 180 36 36 216 216

Программу составил(и):
канд. иск., зав. каф., Черняева И.В.

Рецензент(ы):
д-р иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Экономика и культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Профессиональная подготовка бакалавров в освоении навыков изучения художественного рынка, планирования маркетинга, понимания процесса ценообразования на произведения искусства, а также знакомство с механизмом действия арт-рынка, товаров и услуг в сфере художественной культуры. Цели освоения:
•охарактеризовать основные закономерности художественного процесса;
•изучить этапы развития и становления художественного рынка в России;
•выявить (обозначить) культурно-экономическую специфику России, место и роль российского художественного рынка;
•ознакомить с основными методологическими подходами к изучению формирования основ рыночной экономики;
•раскрыть ключевые понятия курса для анализа художественных процессов и культурных событий;
•ознакомить с механизмами деятельности учреждений культуры в вопросах сохранения, изучения, популяризации историко-культурного наследия страны и региона
•изучить основные экономические механизмы деятельности коммерческих и госбюджетных учреждений культуры;
•научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся влияния процесса формирования художественного рынка на развитие изобразительного искусства Алтайского края.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ПК-4 готовностью к использованию современного знания о культуре и социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Особенности маркетинга в сфере культуры;понятие художественного рынка, механизм взаимодействия спроса и предложения, а также три уровня художественного рынка (первичный и последующие);специфические черты регионального художественного рынка, тенденции формирования художественного рынка Алтайского края.
- Влияние процесса формирования художественного рынка на развитие изобразительного искусства Алтайского края.
- Место и роль истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания,основные положения авторского права, особенности налогообложения в сфере культуры, закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», авторский договор и его условия.
- Основные функции деятельности учреждений культуры – традиционные и возникшие в современной России.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Характеризовать художественные произведения как товар;использовать на практике навыки и умения в организации учреждений культуры, в управлении коллективом.
- Оформлять авторский договор в соответствии с его основными условиями и положениями.
- Ориентироваться в приоритетных направлениях деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Способен к осуществлению историко-культурных, краеведческих функций, функций по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры (органы государственного управления и местного самоуправления, музеи, галереи, художественные фонды, архивы.
- Способен к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, аспектов, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства.
- Способностью сохранять, изучать и популяризировать художественное наследие в деятельности учреждений культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы рыночной экономики
1.1. Модель рыночного регулирования в сфере художественной культуры. Лекции 5 2 ОК-3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Сфера художественной культуры - экономические аспекты и характерные особенности. Практические 5 12 ОК-3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.3. Модель рыночного регулирования в сфере художественной культуры. Сам. работа 5 44 ОК-3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.4. Особенности маркетинга в сфере культуры. Лекции 5 4 ОК-3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.5. Особенности маркетинга в сфере культуры. Сам. работа 5 47 ОК-3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. История предпринимательства
2.1. Роль русского купечества, дворянства и крестьянства в благотворительной деятельности, в коллекционировании, в музейном строительстве России Лекции 5 4 ОК-3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
2.2. Роль русского купечества, дворянства и крестьянства в благотворительной деятельности, в коллекционировании, в музейном строительстве России. Практические 5 10 ОК-3, ПК-4 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
2.3. Выдающиеся коллекционеры и меценаты России. Сам. работа 5 30 ОК-3, ПК-4 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Экономика культуры
3.1. Культура как отрасль непроизводственной сферы. Лекции 6 4 ОК-3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
3.2. Культура как сфера туризма. Практические 6 4 ОК-3, ПК-4 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
3.3. Социально-культурная деятельность коммерческих структур: виды и экономический механизм. Сам. работа 6 10 ОК-3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Художественный рынок в России
4.1. История развития российского художественного рынка (XVIII – XX вв.) Практические 6 8 ОК-3, ПК-4 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
4.2. Тенденции формирования художественного рынка Алтайского края. Сам. работа 6 10 ОК-3 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС в приложении к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М., Черняева И.В. Экономика и культура: учебное пособие Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 под ред. Е. Л. Шековой. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Практикум: учебное пособие СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» // ЭБС «Лань», 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: : Учебное пособие "Планета музыки" // ЭБС "Лань", 2009 e.lanbook.com
Л2.2 Черняева, И.В. Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX-XXI вв. : монография Изд-во АлтГУ , 2013 elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/129/read.7book?sequence=1&isAllowed=y
Л2.3 Тульчинский Г.Л., Артемьева Т.В Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: Учебное пособие "Планета музыки" // ЭБС "Лань", 2010 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева И.В. Менеджмент культуры: Программа и методические рекомендации Барнаул: Издательство АлтГУ , 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Арт-азбука. Словарь современного искусства azbuka.gif.ru
Э2 Артревью - рейтинг деятелей художественной сферы artreview.com
Э3 Арт-менеджер - журнал для профессионалов www.artmanager.ru
Э4 Премия "Инновация" artinnovation.ru
Э5 Центр современного искусства «Винзавод» www.winzavod.ru
Э6 Экономика и культура portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.