Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой кан. иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Профессиональная подготовка бакалавров в освоении навыков изучения художественного рынка, планирования маркетинга, понимания процесса ценообразования на произведения искусства, а также знакомство с механизмом действия арт-рынка, товаров и услуг в сфере художественной культуры. Цели освоения: •охарактеризовать основные закономерности художественного процесса; •изучить этапы развития и становления художественного рынка в России; •выявить (обозначить) культурно-экономическую специфику России, место и роль российского художественного рынка; •ознакомить с основными методологическими подходами к изучению формирования основ рыночной экономики; •раскрыть ключевые понятия курса для анализа художественных процессов и культурных событий; •ознакомить с механизмами деятельности учреждений культуры в вопросах сохранения, изучения, популяризации историко-культурного наследия страны и региона •изучить основные экономические механизмы деятельности коммерческих и госбюджетных учреждений культуры; •научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся влияния процесса формирования художественного рынка на развитие изобразительного искусства Алтайского края. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОК-3 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности |
ПК-8 | способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - Особенности маркетинга в сфере культуры;понятие художественного рынка, механизм взаимодействия спроса и предложения, а также три уровня художественного рынка (первичный и последующие);специфические черты регионального художественного рынка, тенденции формирования художественного рынка Алтайского края. - Влияние процесса формирования художественного рынка на развитие изобразительного искусства Алтайского края; экономические механизмы деятельности коммерческих и госбюджетных учреждений культуры, социальную и экономическую эффективность культуры. - Современное состояние предпринимательства;виды и экономические механизмы социально-культурных коммерческих структур. - Понимать место и роль истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания,основные положения авторского права, особенности налогообложения в сфере культуры, закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», авторский договор и его условия. - Основные базы данных аукционных домов, музейных каталогов, художественных коллекций, виртуальных галерей для реализации поставленных задач. - Основные функции деятельности учреждений культуры – традиционные и возникшие в современной России. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - Характеризовать художественные произведения как товар;использовать на практике навыки и умения в организации учреждений культуры, в управлении коллективом;влиять на формирование целей команды;воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении;оценивать качество результатов деятельности, принимать нестандартные решения. - Использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов. - Сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; эффективно работать с юридической литературой. - Использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и Осуществлении проектов в социально-культурной сфере и сфере культурного туризма. - Сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач. - Оформлять авторский договор в соответствии с его основными условиями и положениями. - Ориентироваться в информационных системах и базах данных для организационного процесса в управленческой сфере. - Ориентироваться в приоритетных направлениях организационных задач учреждений культуры различной формы и уровня. - Ориентироваться в приоритетных направлениях деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - Способен к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций в организациях культуры. - Способен к осуществлению историко-культурных, краеведческих функций, функций по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры (органы государственного управления и местного самоуправления, музеи, галереи, художественные фонды, архивы. - Способен к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, аспектов, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства. - Способностью популяризировать художественное наследие в деятельности учреждений культурного туризма. - Способностью сохранять, изучать и популяризировать художественное наследие в деятельности учреждений культуры. - Экспертно-аналитической способностью сохранять, изучать и популяризировать художественное наследие в деятельности учреждений культуры. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы рыночной экономики | ||||||
1.1. | Модель рыночного регулирования в сфере художественной культуры. | Лекции | 5 | 2 | ОК-3 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Сфера художественной культуры - экономические аспекты и характерные особенности. | Практические | 5 | 2 | ОК-3, ПК-8 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Модель рыночного регулирования в сфере художественной культуры. | Сам. работа | 5 | 16 | ОК-3, ПК-8 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Особенности маркетинга в сфере культуры. | Лекции | 5 | 2 | ОК-3 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Особенности маркетинга в сфере культуры. | Сам. работа | 5 | 17 | ОК-3, ПК-8 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. История предпринимательства | ||||||
2.1. | Роль русского купечества, дворянства и крестьянства в благотворительной деятельности, в коллекционировании, в музейном строительстве России | Лекции | 5 | 2 | ОК-3 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Выдающиеся коллекционеры и меценаты России. | Сам. работа | 5 | 18 | ОК-3, ПК-8 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Экономика культуры | ||||||
3.1. | Культура как отрасль непроизводственной сферы. | Лекции | 5 | 2 | ОК-3, ПК-8 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Культура как сфера туризма. | Практические | 5 | 2 | ПК-8 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Социально-культурная деятельность коммерческих структур: виды и экономический механизм. | Сам. работа | 5 | 20 | ОК-3, ПК-8 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Художественный рынок в России | ||||||
4.1. | История развития российского художественного рынка (XVIII – XX вв.) | Практические | 5 | 2 | ОК-3, ПК-8 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Тенденции формирования художественного рынка Алтайского края. | Сам. работа | 5 | 14 | ОК-3, ПК-8 | Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. ФОСы в приложении к РПД |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ФОСы в приложении к РПД |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ФОСы в приложении к РПД |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Степанская Т.М., Черняева И.В. | Экономика и культура: учебное пособие | Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | под ред. Е. Л. Шековой. | Менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Практикум: учебное пособие | СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» // ЭБС «Лань», 2012 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. | Менеджмент в сфере культуры: : Учебное пособие | "Планета музыки" // ЭБС "Лань", 2009 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Черняева, И.В. | Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX-XXI вв. : монография | Изд-во АлтГУ , 2013 | elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/129/read.7book?sequence=1&isAllowed=y |
Л2.3 | Тульчинский Г.Л., Артемьева Т.В | Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: Учебное пособие | "Планета музыки" // ЭБС "Лань", 2010 | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Черняева И.В. | Менеджмент культуры: Программа и методические рекомендации | Барнаул: Издательство АлтГУ , 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Арт-азбука. Словарь современного искусства | azbuka.gif.ru | ||
Э2 | Артревью - рейтинг деятелей художественной сферы | artreview.com | ||
Э3 | Арт-менеджер - журнал для профессионалов | www.artmanager.ru | ||
Э4 | Премия "Инновация" | artinnovation.ru | ||
Э5 | Центр современного искусства «Винзавод» | www.winzavod.ru | ||
Э6 | Экономика и культура | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная система Windows Power Point Microsoft Office Windows Media Center 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |