Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.04.01. Химия |
Профиль | Разработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_04_01_РЕК-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 64 | 64 | 64 | 64 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.
1.1. | Должен знать -основные понятия и теоретические основы иммунологии; -особенности строения, общие закономерности развития и функционирования иммунной системы организма; -механизмы формирования неспецифического и адаптивного (гуморального и клеточного иммунного ответа); -основные принципы использования лабораторных животных в исследованиях биополимеров. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ОПК-1 | способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач |
ПК-2 | владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии |
ПСК-9 | Способность использовать физико-химические основы клеточного и гуморального иммунного ответа и использование модели лабораторных животных в исследованиях биополимеров |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об основных понятиях иммунохимии (физико-химические основы белок-белковых взаимодействий, общие принципы иммунохимического анализа), основной классификации методов иммунохимического анализа, их особенности и схемы проведения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать схемы проведения иммунохимического анализа, проводить сравнение различных методов иммунохимического анализа, использовать методы современного иммунохимического анализа в целях идентификации и количественной детекции биопрепаратов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными методами иммунохимического анализа, приемами поиска, систематизации и сравнения различных методов иммунохимического анализа, современными методами иммунохимического анализа |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и задачи иммунохимии. История развития иммунохимии. Связь иммунохимии с другими науками. Основные понятия иммунохимического анализа | ||||||
1.1. | Предмет и задачи иммунохимии. История развития иммунохимии. Связь иммунохимии с другими науками. Основные понятия иммунохимического анализа | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
1.2. | Предмет и задачи иммунохимии. История развития иммунохимии. Связь иммунохимии с другими науками. Основные понятия иммунохимического анализа | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
1.3. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 3 | 9 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
Раздел 2. Физико-химические закономерности взаимодействия антиген-антитело. Кинетические закономерности реакции взаимодействия антиген-антитело. Антигены. Антитела. Классификация антигенов. Разнообразие антител в организме | ||||||
2.1. | Физико-химические закономерности взаимодействия антиген-антитело. Кинетические закономерности реакции взаимодействия антиген-антитело | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
2.2. | Антигены. Антитела. Классификация антигенов. Разнообразие антител в организме | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
2.3. | Физико-химические закономерности взаимодействия антиген-антитело. Кинетические закономерности реакции взаимодействия антиген-антитело | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
2.4. | Антигены. Антитела. Классификация антигенов. Разнообразие антител в организме | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
2.5. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 3 | 9 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | |
Раздел 3. Получение антител. Поликлональные и моноклональные антитела. Очистка иммуноглобулинов и получения их фрагментов. Получение человеческих моноклональных антител. Методы осаждения. Ионообменная хроматография. Аффинная хроматография | ||||||
3.1. | Поликлональные и моноклональные антитела | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
3.2. | Моноклональные антитела | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
3.3. | Методы очистки антител | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
3.4. | Поликлональные и моноклональные антитела | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
3.5. | Методы очистки антител | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
3.6. | Моноклональные антитела | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
3.7. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 3 | 9 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
Раздел 4. Метки в иммунохимии. Химическое введение меток. Прямые и непрямые иммунохимические методы. Введение радиоактивной метки. Введение радиоактивного йода. Введение флуоресцентной метки. Флуорофоры. Введение ферментативной метки. Пероксидаза. Щелочная фосфотаза | ||||||
4.1. | Метки в иммунохимии | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
4.2. | Методы введения меток в иммунохимии | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
4.3. | Метки в иммунохимии | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
4.4. | Методы введения меток в иммунохимии | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
4.5. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 3 | 9 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
Раздел 5. Иммунопреципитация. Иммунорпеципитация в агаре и агарозе. Двойная диффузия. Радиальная диффузия. Иммуноэлектрофорез. Ракетный иммуноэлектрофорез | ||||||
5.1. | Иммунопреципитация. Иммуноэлектрофорез | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
5.2. | Иммунопреципитация. Иммуноэлектрофорез | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
5.3. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 3 | 9 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
Раздел 6. Иммуноблотинг. Вестерн-блоттинг. Нозерн-блоттинг. Иммуноанализ. Конкурентный иммуноанализ. Иммунометрические методы анализа. Иммунометрический анализ «сэндвич» типа (IRMA или ELISA). Твердофазный иммуноанализ. Дот-блот анализ | ||||||
6.1. | Вестерн-блоттинг. Нозерн-блоттинг. Иммуноферментный анализ | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
6.2. | Вестерн-блоттинг. Нозерн-блоттинг | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
6.3. | Иммуноферментный анализ | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
6.4. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 3 | 9 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
Раздел 7. Иммуногистохимические и иммуноцитохимические методы, поверхностный плазмонный резонанс | ||||||
7.1. | Иммуноферментный анализ. Проточная цитометрия. Поверхностный плазмонный резонанс в иммунохимии | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
7.2. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-2, ПСК-9 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | К. Уилсон, Д. Уолкер ; под ред. А.В. Левашова, В.И. Тишкова ; пер. Т.П. Мосолова, Е.Ю. Бозелек-Решетняк. | Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии : | М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214311 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курсы в Moodle "Избранные главы иммунологии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная); Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная). 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса. Теоретический материал дисциплины «Разработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий» изучается в течение одного семестра (1 семестр первого курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Основу теоретической подготовки по дисциплине «Разработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на семинарских и лабораторных занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары и лабораторные занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям. При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы: - электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle); - ресурсы электронной библиотечной системы; - ресурсы Интернет; - мультимедийная техника; - студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на семинарских и лабораторных занятиях. Перед каждым лабораторным занятием студент обязан пройти собеседование и получить допуск к выполнению лабораторной работы. В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - правильность ответов на вопросы и задания практической направленности при выполнении лабораторных работ, качество выполнения лабораторных работ, полнота и точность ответов при защите отчетов по лабораторным работам; - верное решение задач; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. Промежуточный контроль заключается в сдаче зачета (результаты обучения сформулированы в карте компетенции – первый уровень) и экзамена (результаты обучения сформулированы в карте компетенции – второй уровень). 1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины: Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут. Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут. Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю. Подготовка к практическому занятию – 2 час. Подготовка к лабораторному занятию – 2 час. 2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»). Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий: После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут). При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут). В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется). Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике? |