Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Цель дисциплины - дать целостное представление о развитии искусства Западной Европы XX века, выделить его отличительные особенности, определить место и значение искусства рассматриваемого периода в мировой художественной культуре. Задачи дисциплины: 1. представить характеристику исторических, культурных и художественных процессов, определивших особенности эпохи и повлиявших на развитие искусства. 2. познакомить с хронологией искусства, динамикой смены стилей и направлений, провести сравнительную характеристику, определить преемственность и различия в специфике художественных систем; 3. изучить творчество ведущих представителей изобразительного искусства и архитектуры, выделив ключевые произведения в их творчестве, а также остановиться на рассмотрении деятельности художественных объединений; 4. применить полученные в ходе освоения других учебных курсов (описание и анализ памятников и др.) навыки анализа художественных произведений к искусству изучаемого периода с целью более четкого усвоения сущностных и формально-стилистических особенностей произведений различных стилей, направлений, течений, а также национальных живописных школ и отдельных живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.12 |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-6 | способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства |
ПК-11 | способностью применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - месте и значения изобразительного искусства зарубежных стран ХХ в. в современной культуре; - основные течения, направлениях, творческих объединениях, мастерах, основоположниках изобразительного искусства и архитектуры Германии, Англии, Франции, Бельгии и других европейских стран, США ХХ вв.; - особенности художественной жизни, творческих объединений, а также отличительные черты стилей, направлений, течений в искусстве указанного периода; труды ведущих искусствоведов – авторов монографий, статей, учебных пособий. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - характеризовать процессы, происходивших в зарубежном искусстве в ХХ в.; - различать основные этапы творчества великих художников и архитекторов зарубежных стран ХХ в, концептуальные положения новых течений и направлений в искусстве, зародившихся в данный исторический период. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий; - владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства; - владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс | ||||||
1.1. | Проблемы изучения истории западноевропейского искусства. Историография. Общая характеристика культуры и искусства Западной Европы XIX века. Стили и направления в искусстве Западной Европы XIX в. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Архитектура Запада ХХ века. | ||||||
2.1. | Архитектура Запада ХХ в. Творчество Ле Корбюзье. Школа Баухауза. Л. Мис ван дер Роэ. Архитектура в 50-70-е гг. ХХ века. Современные тенденции в развитии архитектуры | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3 |
2.2. | Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала; подготовка к практическому занятию. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3 |
2.3. | Архитектура США. Чикагская школа. Творчество Ф.Лл. Райта. Архитектура стран Латинской Америки. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
2.4. | Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала; подготовка к практическому занятию. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 3. Изобразительное искусство Запада ХХ века. | ||||||
3.1. | Абстракционизм в ХХ в. Художественная группа «Синий всадник». Художественная группа «Мост». Экспрессионизм. | Практические | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
3.3. | Дадаизм. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
3.4. | Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.5. | Кубизм. Творчество П. Пикассо. | Практические | 5 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.6. | Сюрреализм. Творчество С. Дали. М. Эрнст. Р. Магритт. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.7. | Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.8. | Искусство Англии ХХ в. | Сам. работа | 5 | 7 | ПК-6 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
3.9. | Концептуализм, оп-арт, хеппенинг, перфоманс, минимализм, кинетическое искусство, поп-арт (Э. Уорхол) | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.10. | Концептуализм, оп-арт, хеппенинг, перфоманс, минимализм, кинетическое искусство, поп-арт (Э. Уорхол) | Сам. работа | 5 | 25 | ПК-6 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.11. | Искусство Италии ХХ в. Искусство Германии ХХ в. | Сам. работа | 5 | 21 | ПК-6 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
3.12. | Современное искусство США. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-6 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.13. | Деятельность галерей и современный рынок произведений искусства. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-6 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.14. | Заключительное занятие. Роль и значение европейского изобразительного искусства и архитектуры XX в. в формировании культуры XXI в. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.15. | Экзамен | 5 | 9 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. ФОС в приложении к РПД |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ФОС в приложении к РПД |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ФОС в приложении к РПД |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Агратина Е.Е. | ИСКУССТВО ХХ ВЕКА: Учебник и практикум для академического бакалавриата | Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Ильина Т.В. | История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник | М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т. В. Ильина | История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник | // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Усова М.Т. | История зарубежного искусства: учебное пособие для ВУЗов | НГТУ // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2012 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Авдеева В.В. | Зарубежное искусство хх века: архитектура: учебное пособие для вузов | Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Черняева И.В. | Всеобщая история искусств: основы искусства XX века: рабочая программа учебной дисциплины | Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека onlaine | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова | www.akunb.altlib.ru | ||
Э3 | Модернизм в искусстве | fb.ru | ||
Э4 | Жизнь и творчество С. Дали | www.mir-dali.ru | ||
Э5 | Пабло Пикассо | www.picasso-pablo.ru | ||
Э6 | Искусство XX века | solla.site | ||
Э7 | Словарь по искусству | www.bibliotekar.ru | ||
Э8 | Основы искусства XX века | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |