МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы искусства XX века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Основы искусства XX века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.4014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - дать целостное представление о развитии искусства Западной Европы XX века, выделить его отличительные особенности, определить место и значение искусства рассматриваемого периода в мировой художественной культуре.
Задачи дисциплины:
1. представить характеристику исторических, культурных и художественных процессов, определивших особенности эпохи и повлиявших на развитие искусства.
2. познакомить с хронологией искусства, динамикой смены стилей и направлений, провести сравнительную характеристику, определить преемственность и различия в специфике художественных систем;
3. изучить творчество ведущих представителей изобразительного искусства и архитектуры, выделив ключевые произведения в их творчестве, а также остановиться на рассмотрении деятельности художественных объединений;
4. применить полученные в ходе освоения других учебных курсов (описание и анализ памятников и др.) навыки анализа художественных произведений к искусству изучаемого периода с целью более четкого усвоения сущностных и формально-стилистических особенностей произведений различных стилей, направлений, течений, а также национальных живописных школ и отдельных живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
ПК-11 способностью применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- месте и значения изобразительного искусства зарубежных стран ХХ в. в современной культуре;
- основные течения, направлениях, творческих объединениях, мастерах, основоположниках изобразительного искусства и архитектуры Германии, Англии, Франции, Бельгии и других европейских стран, США ХХ вв.;
- особенности художественной жизни, творческих объединений, а также отличительные черты стилей, направлений, течений в искусстве указанного периода;
труды ведущих искусствоведов – авторов монографий, статей, учебных пособий.
3.2.Уметь:
3.2.1.- характеризовать процессы, происходивших в зарубежном искусстве в ХХ в.;
- различать основные этапы творчества великих художников и архитекторов зарубежных стран ХХ в, концептуальные положения новых течений и направлений в искусстве, зародившихся в данный исторический период.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий;
- владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства;
- владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Проблемы изучения истории западноевропейского искусства. Историография. Общая характеристика культуры и искусства Западной Европы XIX века. Стили и направления в искусстве Западной Европы XIX в. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала. Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Архитектура Запада ХХ века.
2.1. Архитектура Запада ХХ в. Творчество Ле Корбюзье. Школа Баухауза. Л. Мис ван дер Роэ. Архитектура в 50-70-е гг. ХХ века. Современные тенденции в развитии архитектуры Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
2.2. Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала; подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3
2.3. Архитектура США. Чикагская школа. Творчество Ф.Лл. Райта. Архитектура стран Латинской Америки. Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.4. Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала; подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Изобразительное искусство Запада ХХ века.
3.1. Абстракционизм в ХХ в. Художественная группа «Синий всадник». Художественная группа «Мост». Экспрессионизм. Практические 5 2 ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.3. Дадаизм. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.4. Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала. Сам. работа 5 2 ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Кубизм. Творчество П. Пикассо. Практические 5 2 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Сюрреализм. Творчество С. Дали. М. Эрнст. Р. Магритт. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала Сам. работа 5 2 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.8. Искусство Англии ХХ в. Сам. работа 5 7 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
3.9. Концептуализм, оп-арт, хеппенинг, перфоманс, минимализм, кинетическое искусство, поп-арт (Э. Уорхол) Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.10. Концептуализм, оп-арт, хеппенинг, перфоманс, минимализм, кинетическое искусство, поп-арт (Э. Уорхол) Сам. работа 5 25 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.11. Искусство Италии ХХ в. Искусство Германии ХХ в. Сам. работа 5 21 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
3.12. Современное искусство США. Сам. работа 5 8 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.13. Деятельность галерей и современный рынок произведений искусства. Сам. работа 5 8 ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.14. Заключительное занятие. Роль и значение европейского изобразительного искусства и архитектуры XX в. в формировании культуры XXI в. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.15. Экзамен 5 9 ОПК-1, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС в приложении к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Агратина Е.Е. ИСКУССТВО ХХ ВЕКА: Учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. В. Ильина История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 www.biblio-online.ru
Л2.2 Усова М.Т. История зарубежного искусства: учебное пособие для ВУЗов НГТУ // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Авдеева В.В. Зарубежное искусство хх века: архитектура: учебное пособие для вузов Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева И.В. Всеобщая история искусств: основы искусства XX века: рабочая программа учебной дисциплины Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова www.akunb.altlib.ru
Э3 Модернизм в искусстве fb.ru
Э4 Жизнь и творчество С. Дали www.mir-dali.ru
Э5 Пабло Пикассо www.picasso-pablo.ru
Э6 Искусство XX века solla.site
Э7 Словарь по искусству www.bibliotekar.ru
Э8 Основы искусства XX века portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.