МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы истории Нового времени

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Ю.В. Кирюшина

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
Основы истории Нового времени

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины:
1.Получить отвечающее современному состоянию науки представление об особенностях и основных тенденциях развития стран Европы и Америки в период Нового времени.
2.Показать, как и почему происходило формирование западоцентристской модели мира.
3.Обратить внимание на соотношение реформ и революций в процессе модернизации западного общества в период Новой истории.
4.Выделить этапы в развитии западного общества в XVI – начале XX вв., выявить характерные особенности отдельных этапов.
5.Отметить характер изменений во всех сферах общественной жизни и их взаимосвязь.
Задачи:
1. Сформировать представления о главных тенденциях развития Запада в XVI – начале XX вв. и, следовательно, об определенных закономерностях этого развития.
2. Сформировать представления о содержании базовых понятий периода – «буржуазная революция», «промышленная революция», «национальное государство», «либерализм», «консерватизм» и др. на конкретном историческом материале.
3. Сформировать понимание логики развития революционных эпох, а также роли различных социальных слоев, личностей и идей в период революций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и процесса развития истории искусства, роль насилия и толерантности в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность всемирной истории
- движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации
- движущие силы и закономерности исторического процесса и процесса развития истории искусства, роль насилия и толерантности в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
3.2.Уметь:
3.2.1.- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические
- выразить и обосновать свою позицию по значимым вопросам истории Нового времени
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеет навыками применения исторических знаний в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении
- владеет навыками анализа исторических источников, в том числе при оценке современных тенденций развития общества
- владеет навыками ведения диалога, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике
- владеет навыками ретроспективного анализа, в том числе при оценке современных тенденций развития общества
- владеет культурой исторического мышления; способностью к восприятию, обобщению, анализу исторической информации; способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Появление понятия «новая история». Определение хронологических рамок периода. Внутренняя периодизация. Основные тенденции общественного развития стран Европы и Америки в XVI – начале XX вв. Лекции 3 2 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Страны Запада в Раннее новое время
2.1. Страны Запада в Раннее новое время Лекции 3 2 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Английская революция Практические 3 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Война за независимость в Северной Америке и образование США.
3.1. США в колониальный период истории Практические 3 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Великая французская революция
4.1. Великая французская революция Сам. работа 3 20 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Начало индустриальной эпохи на Западе
5.1. Промышленная революция в Европе и Северной Америке. Экономический рост ведущих стран Запада в период промышленной революции. Сам. работа 3 18 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 6. Формирование национальных государств в Европе
6.1. Предпосылки объединения Италии. Объединительное движение в Италии в 30—50 х годах. Объединение Германии через Пруссию. Становление Германской империи. Сам. работа 3 20 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 7. Страны Европы и Америки в конце XIX – начале XX вв.
7.1. Основные направления модернизации западного общества во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Капитализм и модернизация в истории стран Запада: диалектика взаимосвязи. Лекции 3 2 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 8. Международные отношения в 1900–1914 гг. Первая мировая война
8.1. Расстановка сил на международной арене на рубеже ХIХ–ХХ вв. Блоковая дипломатия и международные кризисы начала ХХ в. Причины и поводы Первой мировой войны, ход и результаты военных действий. Сам. работа 3 20 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
8.2. Подготовка к зачету по курсу Сам. работа 3 16 ОК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
8.3. Зачет 3 4 ОК-2, ПК-5 Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 отв. ред. Пулько Г.Н. Всемирная история в 2 частях. История Нового и Новейшего времени: Учебник для академического бакалавриата Научная школа: Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург) // ЭБС "Юрайт", 2017 г. biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. История: учебное издание для бакакалавров "Дашков и К" // ЭБС "Лань", 2017 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Колокольцева, Наталья Юрьевна Учебная программа курса "История" : для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Учебная программа курса Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2015 г. elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт "Военная литература" militera.lib.ru
Э2 Проект "Исторические материалы" istmat.info
Э3 Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М. Ломоносова www.hist.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
4. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html;
5. Всемирная история: http://historic.ru/books/;
6. Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info;
7. История государства: http://statehistory.ru/list/;
8. Книжная поисковая система: http://www.ebdb.ru/.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение