Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 18.03.01. Химическая технология |
Профиль | Химическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 18_03_01_ХимТех-1_2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, профессор
1.1. | - формирование у бакалавра представлений о теоретических основах хроматографических методов, о многообразии хроматографических методов и решаемых аналитических задач при их использовании в профессиональной научно-исследовательской и производственной деятельности в области химической технологии синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств. - закрепление, обобщение, углубление и расширение химических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин, приобретение новых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для изучения специальных технологических дисциплин. В соответствии с квалификационной характеристикой, бакалавр должен знать основы хроматографических методов анализа, в объеме необходимом для решения производственных и исследовательских задач |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-17 | готовностью проводить стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и технологических процессов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - возможности применения нескольких групп методов исследования простых физико-химических закономерностей; - теоретические способы обоснования возможности и границы применимости выбранных новейших методов, исследования сложных закономерностей состав – свойство и процессов различной природы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - проводить калибровку и настройку серийного оборудования, относящемся к различным группам методов (рефрактометрических, электрохимических и т.д.), при отсутствии методических указаний; - формулировать требования к условиям проведения инструментального исследования, выполнить простейшие исследования на серийном и сложном научном оборудовании химических лабораторий при отсутствии методических указаний; - анализировать и теоретически обосновывать результаты комплексного исследования физико-химических закономерностей с целью доказательства достижения поставленных профессиональных задач |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеет навыками работы на серийном научном оборудовании, относящемся к различным группам методов (рефрактометрических, электрохимических и т.д.), может выполнять стандартные операции при отсутствии методических указаний; владеет теоретическими основами различных методов и способен обосновать выбор того или иного метода исследования физико-химических процессов, навыками работы на сложном научном оборудовании; теоретическими основами и практическими навыками работы на оригинальном и сложном научном оборудовании; способен модернизировать этапы работы на оригинальном научном оборудовании. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы метода | ||||||
1.1. | Основные положения хроматографии. Качественный и количественный хроматографический анализ. Классификация методов хроматографии по агрегатному состоянию фаз | Лекции | 3 | 2 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Определение параметров удерживания нормальных алканов. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Планарная (тонкослойная) хроматография | ||||||
2.1. | Планарная (тонкослойная) хроматография | Лекции | 3 | 2 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Разделение аминокислот методом тонкослойной хроматографии | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. | Сам. работа | 3 | 3 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Ионнообменная хроматография | ||||||
3.1. | Ионнообменная хроматография | Лекции | 3 | 2 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Практическое применение метода ионообменной хроматографии | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Определение систематических составляющих погрешности измерения концентрации пропана методом совокупных измерений | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. | Сам. работа | 3 | 3 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Газовая хроматография | ||||||
4.1. | Газовая хроматография. Аппаратурное оформление. | Лекции | 3 | 1 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Газо-адсорбционная хроматография | Лекции | 3 | 1 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Газо-жидкостная хроматография | Лекции | 3 | 1 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Капиллярная газовая хроматография | Лекции | 3 | 1 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Приготовление хроматографической колонки, определение ее характеристик | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Качественный и количественный анализ смеси спиртов газохроматографическим методом анализа | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.8. | Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. | Сам. работа | 3 | 9 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Высокоэффективная жидкостная хроматография | ||||||
5.1. | Высокоэффективная жидкостная хроматография. Принцип метода, решаемые задачи. | Лекции | 3 | 1 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Молекулярная адсорбционная хроматография | Лекции | 3 | 1 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Обращенно-фазовая ВЭЖХ (ОФ ВЭЖХ) | Лекции | 3 | 1 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.4. | Модифицированные виды высокоэффективной жидкостной хроматографии | Лекции | 3 | 1 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.5. | Идентификация химических веществ методом хроматографии | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.6. | Разделение сложных веществ методами хроматографии. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.7. | Особенности эксплуатации колонок для ВЭЖХПроблемы изменения селективности колонок ВЭЖХ | Лекции | 3 | 2 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.8. | Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.9. | Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. | Сам. работа | 3 | 9 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Хромато-масс- спектрометрия | ||||||
6.1. | Хромато-масс- спектрометрия | Лекции | 3 | 1 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Количественный хромато-масс-спектрометрический анализ | Лекции | 3 | 1 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Хромато--масс-спектрометрическое определение органических соединений средней летучести. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.4. | Обработка полученных результатов в хромато -масс - спектрометрии | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.5. | Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение тестовых и практических заданий, решение ситуационных задач и т.д. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.6. | Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-17 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
В ФОСе |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л.Ф. Попова | Инструментальные методы анализа: Практикум по аналитической химии : учебное пособие | Архангельск : САФУ, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436184 |
Л1.2 | Г.Б. Слепченко, В.И. Дерябина, Т.М. Гиндуллина, | Инструментальный анализ биологически активных веществ и лекарственных средств : | Издательство Томского политехнического университета, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ю.Бёккер ;пер.В.С.Курова | Хроматография. Инструментальная аналитика:: | М.:РИЦ"Техносфера", 2009 | URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89008 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Винарский В.А. Хроматография [Электронный ресурс]: Курс лекций в двух частях: Часть 1. Газовая хроматография. — Электрон. текст. дан. (4,1 Мб). — Мн.: Научно-методический центр “Электронная книга БГУ”, 2003. Электрон. версия печ. публикации, 2002. — PDF формат, версия 1.4 . — Систем. требования: Adobe Acrobat 5.0 и выше.— № гос. регистрации 1200300210. | Режим доступа: http://anubis.bsu.by/publications/elresources/Chemistry/vinarski.pdf | ||
Э2 | Конюхов, В.Ю. Хроматография. [Электронный ресурс] Электрон. дан. СПб. : Лань, 2012. 224 с. | Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/4044 | ||
Э3 | Сычев С. Н., Гаврилина В. А. Высокоэффективная жидкостная хроматография: аналитика, физическая химия, распознавание многокомпонентных систем. - 1-е изд. - СПб: Лань, 2013. -256 с. | e.lanbook.com | ||
Э4 | Долгоносов, А.М. Колоночная аналитическая хроматография: практика, теория, моделирование [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.М. Долгоносов, О.Б. Рудаков, А.Г.Прудковский. Электрон. дан. СПб. : Лань, 2015. 467 с. | Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=63592 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная). 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ http://www.kge.msu.ru Библиотека химической литературы |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
001дК | лаборатория хроматографических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя лабораторные столы и стулья на 7 посадочных мест; оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (7 человек): весовой стол; весы аналитические; газовый хроматограф; модель 3700; газовый хроматограф Hewlett Packard HP 4890A; генератор водорода Хроматэк 10.400; компрессор МК-Л2; компрессор BUFAG House Master Kit Mecafer Mor; двухлинейный плоский самописец TZ 4620; центрифуга Eppendorf 5702; хроматографический микрошприц; колонки для ГЖХ, мембрана для ввода проб; лайнер; измеритель концентрации озона электрические; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. Компьютер Celeron Dual-Core E3300/2Gb/250Gb/KM/19" Acer V193WEOB |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя. Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Ввиду ограниченного количества времени предполагается тестовый контроль, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия. Систематизированные основы научных знаний по изучаемой дисциплине закладываются на лекционных занятиях, посещение которых студентами обязательно. В ходе лекции они внимательно следят за ходом изложения материала лектора, аккуратно ведут конспект. Конспектирование лекции - одна из форм активной самостоятельной работы, требующая навыков и умений кратко, системно, последовательно и логично формировать положения тем. "Хроматографических методов анализа" как дисциплина имеет свою терминологию, свой специфический категориальный аппарат, которым должен умело владеть студент, употребляя соответствующие сокращения и логические схемы по ходу записи лекции. Культура записи лекции - один из важнейших факторов успешного и творческого овладения материалом по узловым вопросам изучаемой дисциплины. Неясные моменты выясняются в конце занятия в отведенное на вопросы время. Рекомендуется в кратчайшие сроки после ее прослушивания проработать материал, а конспект дополнить и откорректировать. Последующая работа над текстом лекции воспроизводит в памяти ее содержание, позволяет дополнить запись, выделить главное, творчески закрепить материал в памяти. Самостоятельная работа включает в себя: -чтение и конспектирование рекомендованной литературы, -проработку учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе), -подготовку ответов на вопросы, предназначенных для самостоятельного изучения, -доказательство отдельных утверждений, свойств; -подготовку к практическим занятиям, коллоквиумам, экзамену. При изучении дисциплины важное внимание уделяется самостоятельной работе по подготовке к коллоквиумам,имеющим целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа необходимой информации, умения активно участвовать в творческой дискуссии Для допуска к зачету необходимо не менее четырех ответов на вопросы семинарских занятий, решение 10 ситуационных задач в соответствии с вариантом, указанным преподавателем, выполнение всех лабораторных работ, выполнение тестов по текущей проверке знаний и умений. Оценка – "зачтено", "незачтено". При подготовке к семинарским занятиям необходимо воспользоваться материалами основной и дополнительной учебной литературы, конспектами лекций, . Кроме того, в ЭУМК приведены темы и вопросы семинарский занятий, темы рефератов. Вопросы по подготовке к семинарскому занятию, решению задач и написанию рефератов могут быть заданы на форуме указанного ЭУМК. Вопросы по подготовке к семинарскому занятию, решению практических заданий и написанию рефератов преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю. Написание реферата предполагается в случае наличия пропусков лекций и семинарских занятий, либо неудовлетворительной оценки за коллоквиум. Тема реферата, в данном случае, выбирается в соответствии с темами пропущенных занятий. Объем реферата – 20-25 страниц машинописного текста. Реферат сдается преподавателю на проверку не позднее зачетной недели. Тестирование проводится письменно. На тестирование отводится 40 - 45 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 25 вопросов. За каждый правильный ответ дается 4 балла. Перевод баллов в оценку: 52-100 баллов – «зачтено», 0-48 баллов – «незачтено». |