МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компетентностный подход в изучении химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияФундаментальная и прикладная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 48 48 48 48
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 105 105 105 105
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Чепрасова М.Ю.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Компетентностный подход в изучении химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины подготовить студентов к осуществлению преподавательской деятельности в школе в логике компетентностного подхода.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 готовностью представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций (стендовых докладов, рефератов и статей в периодической научной печати)
ПК-11 владением методами отбора материала, проведения теоретических занятий и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях
ПК-12 владением способами разработки новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теорию и методологию компетентностного подхода как ведущей стратегии развития профессиональной деятельности современного преподавателя;
нормативные документы, концепции, теории, задающие компетентностный формат обучения;
компетенции, которыми должен владеть преподаватель школы;
инновационные обучающие технологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теорию и методологию компетентностного подхода в практической работе преподавателя;
выстраивать рабочую программу дисциплину с учетом нормативных документов, концепций, теорий, задающих компетентностный формат обучения;
реализовывать компетенции преподавателя школы;
использовать интерактивные технологии обучения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Различными методиками преподавания для достижения наибольшей эффективности усвоения знаний учащимися с разным уровнем базовой подготовки. Анализ и восприятие текстов, имеющих философское содержание, навыками публичной речи, изложения собственной точки зрения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компетентностный подход в современных парадигмах образования
1.1. Объект, предмет, содержание и задачи дисциплины "Компетентностный подход в изучении химии". Исторический обзор введения понятий компетентность и компетенции. Лекции 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.2. Образовательные парадигмы в школьном образовании. Лекции 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.3. Профессиональное образование в современных парадигмах. Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.4. Компетентность и компетенции. Сущность компетентностного подхода. Лекции 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.5. Сущность, понятие и дидактические особенности компетентностно-ориентированной образовательной программы Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.6. Ключевые компетенции. Лекции 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.7. Формирование модели компетенции. Лекции 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.8. Принципы компетентностного подхода как отражение основных положений Болонской декларации. Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.9. Развитие медиакомпетентности обучающегося. Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.10. Основные направления реализации идей компетентностного подхода Лекции 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.11. Функции комппетенций и их значение в обучении. Лекции 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.12. Функции компетенций и их значение в обучении. Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.13. Проблемы реализации идеи компетентностного подхода. Лекции 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.14. Проблемы реализации идеи компетентностного подхода. Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.15. Условия перехода к новой образовательной модели. Лекции 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.16. Самостоятельная работа студента Сам. работа 9 39 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
Раздел 2. Педагогическая технология в компетентностном образовании.
2.1. Педагогическая технология в школьном образовании. Лекции 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
2.2. Стратегии понимания. Лекции 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
2.3. Стратегии понимания в школе. Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
2.4. Постановка и решение учебных задач. Лекции 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
2.5. Постановка и решение профессиональных задач. Практические 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
2.6. Новые технологии обучения, основанные на компетентностном подходе и требования к ним. Лекции 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
2.7. Специфика технологического обеспечения компетентностно-ориентированной образовательной программы Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
2.8. Самостоятельная работа студента Сам. работа 9 20 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
Раздел 3. Учебное занятие в вузе в контексте компетентностного подхода.
3.1. Цели и топология, формы, структура учебных занятий в вузе с позиции компетентностного подхода. Лекции 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
3.2. Цели и топология, формы, структура учебных занятий в вузе с позиции компетентностного подхода. Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
3.3. Виды современной лекции в контексте компетентностного подхода. Лекции 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
3.4. Учебное занятие в вузе как общение Практические 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
3.5. Моделирование учебных ситуаций в диалоге. Лекции 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
3.6. Моделирование подготовки специалиста в контексте компетентностного подхода. Практические 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
3.7. Качество подготовки специалиста в контексте компетентностного подхода. Лекции 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
3.8. Портрет современного преподавателя.Коммуникативные компетенции преподавателя Практические 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
3.9. Самостоятельная работа студента Сам. работа 9 26 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
Раздел 4. Инновационный инструментарий оценивания компетенций учащегося.
4.1. Диагностика и оценка компетентностно-ориентированной образовательной программы. Лекции 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
4.2. Трактовка понятия "образовательны результат" в компетентностном подходе. Лекции 9 2 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
4.3. Диагностика и оценка компетентностно-ориентированной образовательной программы. Практические 9 4 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1
4.4. Самостоятельная работа студента Сам. работа 9 20 ПК-7, ПК-11, ПК-12 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Промежуточный контроль осуществляется в виде устных ответов на практических занятиях, рефератов. Итоговый контроль по дисциплине в виде экзамена по всему курсу, пример представлен в фонде оценочных средств дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. И. Уман. Технологический подход к обучению : учебное пособие для вузов / : М. : Издательство Юрайт, , 2018. biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека учебных материалов по химии (МГУ) www.chem.msu.su
Э2 М.С.Пак Теория и методика обучения химии e.lanbook.com
Э3 С.И.Левченко Краткий очерк истории химии www.physchem.chimfak.rsu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы и задания, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому обучающиеся имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы и задания, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, задания (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ и следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.