МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация и планирование деятельности предприятий сервиса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Организация и планирование деятельности предприятий сервиса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 "Сервис" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является изучение студентами основных понятий, процессов и методов организации и планирования деятельности предприятий сервиса, формирование навыков эффективного их осуществления.
В ходе изучения курса решаются следующие задачи:
- дать знания об основных понятиях, связанных с организацией и планированием деятельности предприятий в сфере сервиса и процессах их характеризующих;
- рассмотреть организацию как целостную систему,
- изучить основы организации деятельности сервисного предприятия (основные и вспомогательные производства),
- изучить экономические и методологические основы планирования деятельности сервисных предприятий,
- изучить систему плановых нормативов и показателей,
- рассмотреть виды планирования и их особенности,
- освоить методы экономической оценки планов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 готовностью организовать процесс сервиса, проводить выбор ресурсов и средств с учетом требований потребителя
ПК-1 готовностью к организации контактной зоны предприятия сервиса
ПК-2 готовностью к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- экономические и методологические основы планирования деятельности сервисных предприятий;
- систему плановых нормативов и показателей;
- виды планирования;
- процесс экономической оценки планов;
3.2.Уметь:
3.2.1.- собирать, анализировать, систематизировать и определять значимость экономической информации;
- излагать логически верно, аргументировано и ясно экономическую информацию по своей профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- умением обеспечивать оптимальную инфраструктуру обслуживания с учетом природных и социальных факторов,
- основным понятийным аппаратом о планировании в сервисе;
- методикой расчета экономической эффективности планирования..

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и сущность организации как целостной системы.Сервисное предприятие в системе рыночных отношений.Планировнаие деятельности сервисных предприятий.
1.1. Роль и значение планирования в современной экономике. Сервисная организация как система. Организационно-правовые формы сервисных предприятий. Лекции 5 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Роль и значение планирования в современной экономике. Сервисная организация как система. Организационно-правовые формы сервисных предприятий. Практические 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Роль и значение планирования в современной экономике. Сервисная организация как система. Организационно-правовые формы сервисных предприятий. Сам. работа 5 20 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.4. Основы организации деятельности сервисного предприятия. Основы организации обслуживания потребителей услуг: формы обслуживания. Организация и управление процессом оказания услуг Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Основы организации деятельности сервисного предприятия. Основы организации обслуживания потребителей услуг: формы обслуживания. Организация и управление процессом оказания услуг Практические 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Основы организации деятельности сервисного предприятия. Основы организации обслуживания потребителей услуг: формы обслуживания. Организация и управление процессом оказания услуг Сам. работа 5 20 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.7. Экономические и методологические основы планирования деятельности сервисных предприятий. Сущность, функции, принципы планирования. Методы и способы планирования. Система плановых нормативов и показателей. Лекции 5 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.8. Экономические и методологические основы планирования деятельности сервисных предприятий. Сущность, функции, принципы планирования. Методы и способы планирования. Система плановых нормативов и показателей. Практические 5 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.9. Экономические и методологические основы планирования деятельности сервисных предприятий. Сущность, функции, принципы планирования. Методы и способы планирования. Система плановых нормативов и показателей. Сам. работа 5 21 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.10. ктуальные вопросы планирования в СКСиТ: особенности и специфика (учет фактора сезонности, предпринимательские риски, инновационная и инвестиционная деятельность). Планирование деятельности гостиничного предприятия. Лекции 5 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.11. Виды планирования. Экономическая оценка планов. Планирование на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное. Бизнес-планирование. Практические 5 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.12. Виды планирования. Экономическая оценка планов. Планирование на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное. Бизнес-планирование. Сам. работа 5 22 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.13. Виды планирования. Экономическая оценка планов. Планирование на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное. Бизнес-планирование. Лекции 5 0 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.14. ктуальные вопросы планирования в СКСиТ: особенности и специфика (учет фактора сезонности, предпринимательские риски, инновационная и инвестиционная деятельность). Планирование деятельности гостиничного предприятия. Практические 5 0 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.15. ктуальные вопросы планирования в СКСиТ: особенности и специфика (учет фактора сезонности, предпринимательские риски, инновационная и инвестиционная деятельность). Планирование деятельности гостиничного предприятия. Сам. работа 5 40 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.16. Экзамен 5 9 ПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казакевич, Т. А. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса: М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Панина З.И., Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности предприятия сферы сервиса: Практикум: Практикумы, лабораторные работы, сборники задач и упражнений Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт государственной статистики www.rosstat
Э2 Курс в Moodle "Организация и планирование деятельности предприятия сферы сервиса" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)

Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся при подготовке к лекциям
Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Организация и планирование деятельности предприятий сервиса»
В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как источники литературы.
На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
На следующем этапе необходимо обозначить практическую значимость данной темы. Для чего изучить статистические данные, конкретные примеры из региональной практики. Рекомендуется обращаться к официальной, оперативной информации.

В результате получения информации, освоения знаний студент должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.

В процессе изучения дисциплины «Организация и планирование деятельности предприятий сервиса» подготовка студентов к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине «Организация и планирование деятельности предприятий сервиса» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, выполнять практические задания.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует студентов на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа студентов предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, анализ деловых ситуаций по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины).