МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные технологии в науке и образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильНаноинжиниринг функциональных и биомиметических материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_НФБМ-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 119
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 54 54 54 54
Сам. работа 119 119 119 119
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Маркин В.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.;к.х.н., доцент, Катраков И.Б.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные технологии в науке и образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 ХИМИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов с современными информационными технологиями, техническими средствами и программным обеспечением, необходимым для осуществления научной деятельности в выбранной предметной области; подготовить к практическому использованию информационных технологий в при решении профессиональных задач в своей профессиональной области; освоение студентами основ информационных технологий, получение практических навыков их использования при проведении научных исследований и в образовательной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-2 владением современными компьютерными технологиями при планировании исследований, получении и обработке результатов научных экспериментов, сборе, обработке, хранении, представлении и передаче научной информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.информационные ресурсы сети Интернет и локальные базы данных для научных исследований;
технологии хранения, обработки, распространения и представления информации;
специализированное программное обеспечение для проектирования технологических процессов
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать информационные сети для решения исследовательских задач по химии;
применять современные компьютерные технологии, применяемыми при обработке результатов научных экспериментов
применять современные информационные технологии в образовании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками извлечения актуальной научно-технической информации из электронных библиотег, каталогов, баз данных;
работать на современной научной аппаратуре для проведения научных исследований;
методами работы с современным программным обеспечением

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные информационные технологии
1.1. Информатизация общества Лекции 2 2 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
1.2. Информатизация общества Сам. работа 2 8 ОК-3, ОПК-2
Раздел 2. Международные информационные базы данных для научных исследований
2.1. Особенности работы с БД Elibrary.ru Лекции 2 2 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
2.2. Методы работы с БД Elibrary.ru Лабораторные 2 4 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
2.3. Методы работы с БД Elibrary.ru Сам. работа 2 8 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
2.4. Особенности работы с БД Scopus Лекции 2 2 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
2.5. Методы работы с БД Scopus Лабораторные 2 4 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
2.6. Методы работы с БД Scopus Сам. работа 2 8 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
2.7. Особенности работы с БД WoS Лекции 2 2 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
2.8. Особенности работы с БД WoS Лабораторные 2 4 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
2.9. Особенности работы с БД WoS Сам. работа 2 8 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
2.10. Особенности работы с патентными БД Лекции 2 2 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
2.11. Международные патентыне БД (Россия, США, ЕС) Лабораторные 2 8 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
2.12. Международные патентыне БД (Россия, США, ЕС) Сам. работа 2 16 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
2.13. Обзор информационных систем крупнейших международных издательств Лекции 2 2 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
2.14. Методы работы синформационными системамикрупнейших международных издательств Лабораторные 2 4 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
2.15. Методы работы синформационными системамикрупнейших международных издательств Сам. работа 2 8 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
2.16. Агрегаторы научной информации Лекции 2 2 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
2.17. Агрегаторы научной информации Лабораторные 2 2 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
2.18. Агрегаторы научной информации Сам. работа 2 8 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
Раздел 3. Компьютерные технологии в образовании
3.1. Обзор компьютерных технологий для образования Лекции 2 2 Л1.1
3.2. Обзор компьютерных технологий для образования Сам. работа 2 8 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
3.3. Специализированное программное обеспечение для образования Лабораторные 2 4 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
3.4. Специализированное программное обеспечение для образования Сам. работа 2 8 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
3.5. Интернет-ресурсы для образования Лабораторные 2 6 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
3.6. Интернет-ресурсы для образования Сам. работа 2 10 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
3.7. Система управления обучением Moodle Лабораторные 2 12 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
3.8. Система управления обучением Moodle Сам. работа 2 17 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
3.9. Программное обеспечение для подготовки презентаций для образовательных целей Лабораторные 2 6 ОК-3, ОПК-2 Л1.1
3.10. Программное обеспечение для подготовки презентаций для образовательных целей Сам. работа 2 12 ОК-3, ОПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания для лабораторных занятий приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Литературный обзор по теме научно-исследовательской работы с использованием источников найденных с помощью компьютерных технологий поиска научно-технической информации в различных базах данных
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Блюмин, Н.А. Феоктистов Мировые информационные ресурсы: учеб.пособие , 2015 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Компьютерный расчет процесса ректификации : учебное пособие / Ф.Р. Гариева, А.А. Караванов, Р.Р. Мусин и др. ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань : Издательство КНИТУ, 2014. - 99 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427941
Э2 Мусин, И.Н. Применение ЭВМ в технологии переработки полимеров : учебное пособие / И.Н. Мусин, Т.В. Макаров ; Казанский государственный технологический университет. - Казань : Издательство КНИТУ, 2010. - 107 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259030
Э3 Харлампиди, Х.Э. Общая химическая технология. Методология проектирования химико-технологических процессов. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. e.lanbook.com
Э4 Рудакова, Л.В. Информационные технологии в аналитическом контроле биологически активных веществ. [Электронный ресурс] / Л.В. Рудакова, О.Б. Рудаков. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2015. — 364 с. e.lanbook.com
Э5 Электронная библиотека www.elibrary.ru
Э6 БД Scopus www.scopus.com
Э7 БД Web of Science webofknowledge.com
Э8 Роспатент www.fips.ru
Э9 The United States Patent and Trademark Office (USPTO) Гиперссылка www.uspto.gov
Э10 European Patent Organisation ep.espacenet.com
Э11 Компьютерные технологиии в науке и образовании portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
ПО Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Google Chrome
Mozilla Firefox
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека
БД Scopus
БД Web of Science
Федеральный институт промышленной собственности Гиперссылка
The United States Patent and Trademark Office (USPTO) Гиперссылка
European Patent Organisation Гиперссылка
Издательство Springer
Издательство Wiley
Издательство Elsevier
J-STAGE system
SciELO - Scientific Electronic Library
IngentaConnect

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины приведены в приложении.