МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 82
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 82 82 82 82
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н. , доцент, Добрыднева Т.С.

Рецензент(ы):
к.э.н. , доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М. М. канд. экон. наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Бутакова М. М. канд. экон. наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – приобретение знаний и умений по установлению, созданию и удовлетворению потребностей, разработке страте-гий маркетинга, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления эффективной и результативной маркетинговой деятельности.
Задачи:
 изучение основных рабочих понятий маркетинга;
 формирование понимания сущности маркетинга и его роли в деятельности организации;
 освоение методологии и методов проведения маркетинговых исследований;
 приобретение знаний и навыков формирования товарной и сбытовой политики;
 приобретение знаний, умений и навыков в разработке стратегии маркетинга и планов маркетинга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности;
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ПК-5 Способен моделировать прикладные (бизнес) процессы и предметную область.
ПК-1 Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы моделирования маркетинговых процессов; методы и приемы формирования маркетинговой информационной системы организации; типы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, с целью использования при решении маркетинговых задач; основы проектирования решения конкретной задачи маркетингового проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений; методы сбора, анализа и синтеза информаци; основы системного подхода для решения поставленных маркетинговых задач
3.2.Уметь:
3.2.1.моделировать маркетинговые процессы; применять методы и приемы формирования маркетинговой информационной системы организации; использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении маркетинговых задач; Формулировать в рамках поставленной цели маркетиногового проекта совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих ее достижение; определять ожидаемые результаты решения выделенных задач; находить и критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленных маркетинговых задач.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами моделирования маркетинговых процессов; навыками формирования маркетинговой информационной системы организации; навыками применения современных информационных технологий и программных средствх, в том числе отечественного производства, при решении маркетинговых задач; навыками оценки выбора оптимального способа решения конкретной задачи маркетингового проекта, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений; навыками оценивания практических последствий возможных решений маркетинговых задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начала маркетинга
1.1. Сущность, понятие, принципы маркетинга Лекции 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность, понятие, принципы маркетинга Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность, понятие, принципы маркетинга Сам. работа 3 4 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Цели, задачи, функции маркетинга Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Цели, задачи, функции маркетинга Лекции 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л2.1
1.6. Цели, задачи, функции маркетинга Сам. работа 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Маркетинговые исследования
2.1. Структура и общая характеристика объектов маркетинговых исследований Лекции 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Структура и общая характеристика объектов маркетинговых исследований Практические 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Структура и общая характеристика объектов маркетинговых исследований Сам. работа 3 4 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Классификация маркетинговых исследований Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Классификация маркетинговых исследований Практические 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.6. Классификация маркетинговых исследований Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.7. SWOT-анализ Лекции 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л2.1
2.8. SWOT-анализ Практические 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.9. SWOT-анализ Сам. работа 3 4 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.10. Сегментирование рынка Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.11. Сегментирование рынка Практические 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.12. Сегментирование рынка Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.13. Позиционирование товара, марки Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.14. Позиционирование товара, марки Практические 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.15. Позиционирование товара, марки Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Товарная политика фирмы
3.1. Сущность, задачи товарной политики. Виды товарных стратегий Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Сущность, задачи товарной политики. Виды товарных стратегий Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Сущность, задачи товарной политики. Виды товарных стратегий Сам. работа 3 4 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Рыночная атрибутика товара Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
3.5. Рыночная атрибутика товара Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
3.6. Рыночная атрибутика товара Сам. работа 3 4 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Сбытовая политика фирмы
4.1. Ценовая политика Лекции 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Ценовая политика Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Ценовая политика Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
4.4. Маркетинговые каналы Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
4.5. Маркетинговые каналы Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
4.6. Маркетинговые каналы Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
4.7. Система маркетинговых коммуникаций Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
4.8. Система маркетинговых коммуникаций Практические 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
4.9. Система маркетинговых коммуникаций Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Управление маркетингом в современных условиях
5.1. Планирование маркетинга Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Планирование маркетинга Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
5.3. Планирование маркетинга Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
5.4. Организация маркетинга в компании Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
5.5. Организация маркетинга в компании Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
5.6. Организация маркетинга в компании Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
5.7. Маркетинг и общество Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
5.8. Маркетинг и общество Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Маркетинг услуг
6.1. Маркетинг отношений Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
6.2. Маркетинг отношений Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. А. Данченок Маркетинг: Учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/68D05243-E9BB-454B-91C6-7F6532F365FC
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Маркетинг» portal.edu.asu.ru
Э2 Маркетинг marketingpeople.ru
Э3 Маркетинг marketolog.info
Э4 Маркетинг russianmarket.ru
Э5 Маркетинг www.gks.ru
Э6 Маркетинг www.marketologi.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).