МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая и коллоидная химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 111 111 111 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат химических наук, доцент Стась Ирина Евгеньевна

Рецензент(ы):
кандидат химических наук, доцент Ильина Елена Георгиевна

Рабочая программа дисциплины
Физическая и коллоидная химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018г. №219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор физ.-мат.наук, профессор, Безносюк С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой доктор физ.-мат.наук, профессор, Безносюк С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение знаний и навыков в области физической и коллоидной химии для использования в профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и законы физической и коллоидной химии, способы получения и свойства различных дисперсных систем; способы решения различных физико-химических задач, методы исследования физико-химических систем, их возможности и области применения; способы обработки экспериментальных данных
3.2.Уметь:
3.2.1.решать расчетные задачи из области химической термодинамики, кинетики, электрохимии, поверхностных явлений и адсорбции; на основании физико-химических экспериментов проводить расчеты термодинамических, кинетических, электрохимических и адсорбционных свойств исследуемых процессов и систем; выбирать физико-химический метод исследования, расчетные уравнения для решения конкретной исследовательской задачи, правильно интерпретировать полученные результаты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения физико-химического эксперимента, способами обработки полученных результатов; способностью ориентироваться в учебной и научной литературе для получения необходимых сведений по конкретной проблеме; способностью применять полученные теоретические знания для решения конкретных профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы термодинамики
1.1. Предмет физической химии. Место физической химии в ряду естественных наук. Основные понятия термодинамики: система, типы систем (изолированные, открытые, закрытые), термодинамическое состояние, термодинамический процесс, типы процессов. Первый закон термодинамики – формулировки и аналитическое выражение. Внутренняя энергия как функция состояния. Работа расширения идеального газа в основных термодинамических процессах. Термохимия. Тепловые эффекты химических процессов. Теплоты образования и сгорания веществ; теплота растворения. Закон Гесса и его следствия. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Предмет физической химии. Место физической химии в ряду естественных наук. Основные понятия термодинамики: система, типы систем (изолированные, открытые, закрытые), термодинамическое состояние, термодинамический процесс, типы процессов. Первый закон термодинамики – формулировки и аналитическое выражение. Внутренняя энергия как функция состояния. Работа расширения идеального газа в основных термодинамических процессах. Термохимия. Тепловые эффекты химических процессов. Теплоты образования и сгорания веществ; теплота растворения. Закон Гесса и его следствия. Закон Кирхгофа Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Подготовка к семинару по теме «Первый закон термодинамики. Вычисление работы и теплоты при различных процессах. Термохимия: законы Гесса и Кирхгофа.» Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
1.4. Первый закон термодинамики. Вычисление работы и теплоты при различных процессах. Термохимия: законы Гесса и Кирхгофа Практические 3 2 Л1.1, Л3.1
1.5. Второй закон термодинамики, его формулировки. Энтропия как функция состояния. Изменение энтропии как критерий направленности самопроизвольного процесса в изолированных системах. Термодинамические потенциалы: свободная энергия Гиббса, свободная энергия Гельмгольца. Изменение термодинамических потенциалов как критерий направленности процесса в закрытых системах. Химическое равновесие. Закон действующих масс. Константа равновесия и способы ее выражения. Применение закона действующих масс к гетерогенным системам. Смещение равновесия при изменении концентрации, давления и температуры. Принцип Ле Шателье-Брауна. Уравнение изобары и изохоры химической реакции Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Второй закон термодинамики, его формулировки. Энтропия как функция состояния. Изменение энтропии как критерий направленности самопроизвольного процесса в изолированных системах. Термодинамические потенциалы: свободная энергия Гиббса, свободная энергия Гельмгольца. Изменение термодинамических потенциалов как критерий направленности процесса в закрытых системах. Химическое равновесие. Закон действующих масс. Константа равновесия и способы ее выражения. Применение закона действующих масс к гетерогенным системам. Смещение равновесия при изменении концентрации, давления и температуры. Принцип Ле Шателье-Брауна. Уравнение изобары и изохоры химической реакции Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
1.7. Подготовка к лабораторной работе по теме «Определение теплоты растворения неорганических солей» Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Определение теплоты растворения неорганических солей Лабораторные 3 4 Л1.1, Л3.1
1.9. Оформление отчета по лабораторной работе по теме «Определение теплоты растворения неорганических солей» Сам. работа 3 2 Л3.1
1.10. Подготовка к семинару по теме «Второй закон термодинамики. Вычисление энтропии. Термодинамические потенциалы Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.11. Второй закон термодинамики. Вычисление энтропии. Термодинамические потенциалы» Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.12. Подготовка к семинару по теме «Химическое равновесие: вычисление константы равновесия, выхода реакции; уравнение изотермы и изобары реакции» Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
1.13. Химическое равновесие: вычисление константы равновесия, выхода реакции; уравнение изотермы и изобары реакции Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Термодинамическая теория растворов
2.1. Определение понятия «раствор». Способы выражения концентрации растворов. Природа процесса растворения, процессы сольватации и гидратации. Образование растворов; растворимость. Растворимость газов в жидкостях. Закон Генри – Дальтона. 1-й закон Рауля. Положительные и отрицательные отклонения от закона Рауля. Идеальные и неидеальные растворы. Состав и давление насыщенного пара над раствором. Понижение температуры замерзания и повышение температуры кипения растворов нелетучих веществ (2-й закон Рауля). Осмотическое давление растворов. Принцип Вант-Гоффа. Изотонические, гипотонические и гипертонические растворы Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Определение понятия «раствор». Способы выражения концентрации растворов. Природа процесса растворения, процессы сольватации и гидратации. Образование растворов; растворимость. Растворимость газов в жидкостях. Закон Генри – Дальтона. 1-й закон Рауля. Положительные и отрицательные отклонения от закона Рауля. Идеальные и неидеальные растворы. Состав и давление насыщенного пара над раствором. Понижение температуры замерзания и повышение температуры кипения растворов нелетучих веществ (2-й закон Рауля). Осмотическое давление растворов. Принцип Вант-Гоффа. Изотонические, гипотонические и гипертонические растворы. Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Подготовка к семинару по теме «Термодинамические свойства растворов» Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Термодинамические свойства растворов Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Химическая кинетика и катализ
3.1. Скорость химической реакции. Основной постулат химической кинетики. Константа скорости химической реакции. Кинетическое уравнение. Молекулярность и порядок реакции. Односторонние реакции нулевого, первого и второго порядков. Период полупревращения. Методы определения порядка реакции. Элементарные моно-, би- и тримолекулярные реакции Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Скорость химической реакции. Основной постулат химической кинетики. Константа скорости химической реакции. Кинетическое уравнение. Молекулярность и порядок реакции. Односторонние реакции нулевого, первого и второго порядков. Период полупревращения. Методы определения порядка реакции. Элементарные моно-, би- и тримолекулярные реакции Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
3.3. Подготовка к семинару по теме «Понятия химической кинетики. Определение порядка и константы скорости реакции. Влияние температуры на скорость химических реакций» Сам. работа 3 2 Л1.1
3.4. Понятия химической кинетики. Определение порядка и константы скорости реакции. Влияние температуры на скорость химических реакций Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Подготовка к лабораторной работе по теме «Определение константы скорости и энергии активации реакции омыления ацетоуксусного эфира» Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.1
3.6. Определение константы скорости и энергии активации реакции омыления ацетоуксусного эфира Лабораторные 3 4 Л3.1
3.7. Оформление отчета по лабораторной работе по теме «Определение константы скорости и энергии активации реакции омыления ацетоуксусного эфира» Сам. работа 3 2 Л3.1
3.8. Понятие катализа и катализатора. Классификация каталитических процессов. Механизм гомогенного и гетерогенного катализа. Ферментативный катализ Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
3.9. Понятие катализа и катализатора. Классификация каталитических процессов. Механизм гомогенного и гетерогенного катализа. Ферментативный катализ Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Электрохимия
4.1. Электролиты. Гипотеза Аррениуса и современная теория электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Равновесие в растворах электролитов. Константа диссоциации слабых электролитов. Закон разведения Оствальда. Изотонический коэффициент Вант-Гоффа и степень диссоциации. Основные положения теории сильных электролитов. Возникновение потенциала на границе электрод-раствор. Двойной электрический слой, его строение. Электродный потенциал. Уравнение Нернста. Стандартные электродные потенциалы. Гальванический элемент. Электродвижущая сила гальванического элемента. Электроды сравнения и определение электродных потенциалов. Индикаторные электроды; потенциометрическое определение рН растворов Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Электролиты. Гипотеза Аррениуса и современная теория электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Равновесие в растворах электролитов. Константа диссоциации слабых электролитов. Закон разведения Оствальда. Изотонический коэффициент Вант-Гоффа и степень диссоциации. Основные положения теории сильных электролитов. Возникновение потенциала на границе электрод-раствор. Двойной электрический слой, его строение. Электродный потенциал. Уравнение Нернста. Стандартные электродные потенциалы. Гальванический элемент. Электродвижущая сила гальванического элемента. Электроды сравнения и определение электродных потенциалов. Индикаторные электроды; потенциометрическое определение рН растворов Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
4.3. Подготовка к семинару по теме «Электродные процессы и электродвижущие силы гальванических элементов» Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.4. Электродные процессы и электродвижущие силы гальванических элементов Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
4.5. Подготовка к лабораторной работе по теме «Определение стандартного потенциала ферри – ферро электрода.» Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
4.6. Определение стандартного потенциала ферри – ферро электрода Лабораторные 3 4 Л3.1
4.7. Оформление отчета по лабораторной работе по теме «Определение стандартного потенциала ферри – ферро электрода.» Сам. работа 3 2 Л3.1
Раздел 5. Введение. Основные признаки коллоидного состояния. Классификация дисперсных систем.
5.1. Основные понятия коллоидной химии, объекты и цели изучения. Взаимосвязь коллоидной химии с другими химическими дисциплинами, с физикой, биологией, геологией, медициной. Классификация дисперсных систем Способы получения и очистки дисперсных систем Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
5.2. Основные понятия коллоидной химии, объекты и цели изучения. Взаимосвязь коллоидной химии с другими химическими дисциплинами, с физикой, биологией, геологией, медициной. Классификация дисперсных систем Способы получения и очистки дисперсных систем Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
5.3. Подготовка к семинару по теме «Молекулярно-кинетические и оптические свойства дисперсных систем» Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
5.4. Молекулярно-кинетические и оптические свойства дисперсных систем Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
5.5. Подготовка к лабораторной работе по теме «Получение коллоидных растворов. Диализ. Коагуляция» Сам. работа 3 2 Л3.1
5.6. Получение коллоидных растворов. Диализ. Коагуляция Лабораторные 3 4 Л3.1
5.7. Оформление отчета по лабораторной работе по теме «Получение коллоидных растворов. Диализ. Коагуляция» Сам. работа 3 2 Л3.1
Раздел 6. Термодинамика поверхностных явлений
6.1. Поверхностное натяжение, силовая и энергетическая трактовки Адсорбция на поверхности раздела фаз. Термодинамика процесса адсорбции. Уравнение адсорбции Гиббса. Органические поверхностно-активные вещества (ПАВ). Зависимость поверхностного натяжения от концентрации ПАВ. Уравнение Шишковского. Поверхностная активность. Адсорбция ПАВ из растворов на поверхности твердых тел. Правило уравнивания полярностей Ребиндера Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Поверхностное натяжение, силовая и энергетическая трактовки Адсорбция на поверхности раздела фаз. Термодинамика процесса адсорбции. Уравнение адсорбции Гиббса. Органические поверхностно-активные вещества (ПАВ). Зависимость поверхностного натяжения от концентрации ПАВ. Уравнение Шишковского. Поверхностная активность. Адсорбция ПАВ из растворов на поверхности твердых тел. Правило уравнивания полярностей Ребиндера Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
6.3. Подготовка к семинару по теме «Поверхностные явления» Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
6.4. Поверхностные явления Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
6.5. Подготовка к лабораторной работе по теме «Отработка методики определения поверхностного натяжения Сам. работа 3 2 Л3.1
6.6. Отработка методики определения поверхностного натяжения Лабораторные 3 4 Л3.1
6.7. Оформление отчета по лабораторной работе по теме «Отработка методики определения поверхностного натяжения» Сам. работа 3 2 Л3.1
6.8. Подготовка к лабораторной работе по теме «Изучение адсорбции уксусной кислоты на поверхности активированного угля» Сам. работа 3 2 Л3.1
6.9. Изучение адсорбции уксусной кислоты на поверхности активированного угля Лабораторные 3 4 Л3.1
6.10. Оформление отчета по лабораторной работе по теме «Изучение адсорбции уксусной кислоты на поверхности активированного угля» Сам. работа 3 2 Л3.1
6.11. Подготовка к семинару по теме «Молекулярная адсорбция из растворов» Сам. работа 3 2 Л3.1
6.12. Молекулярная адсорбция из растворов Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Электроповерхностные явления
7.1. Двойной электрический слой (ДЭС). Причины образования ДЭС. Электроповерхностные явления в дисперсных системах. Электрокинетические явления: электрофорез, электроосмос, потенциалы течения и оседания. Электрокинетический потенциал; граница скольжения. Методы определения электрокинетического потенциала. Практические приложения электрокинетических явлений. Строение мицеллы гидрофобного золя Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
7.2. Двойной электрический слой (ДЭС). Причины образования ДЭС. Электроповерхностные явления в дисперсных системах. Электрокинетические явления: электрофорез, электроосмос, потенциалы течения и оседания. Электрокинетический потенциал; граница скольжения. Методы определения электрокинетического потенциала. Практические приложения электрокинетических явлений. Строение мицеллы гидрофобного золя Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
7.3. Подготовка к семинару по теме «Электрокинетические явления» Сам. работа 3 3 Л1.1, Л2.1
7.4. Электрокинетические явления Практические 3 2 Л2.1, Л3.1
7.5. Подготовка к лабораторной работе по теме «Электрофорез золя гидроксида железа» Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
7.6. Электрофорез золя гидроксида железа Лабораторные 3 4
7.7. Оформление отчета по лабораторной работе по теме «Электрофорез золя гидроксида железа» Сам. работа 3 2 Л3.1
Раздел 8. Устойчивость дисперсных систем. Коагуляция гидрофобных золей
8.1. Устойчивость дисперсных систем, ее виды. Факторы агрегативной устойчивости. Коагуляция золей электролитами. Порог коагуляции, зависимость критической концентрации электролита от размера и заряда коагулирующего иона (правило Шульце-Гарди) Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
8.2. Подготовка к семинару по теме «Коагуляция гидрофобных золей электролитами» Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
8.3. Коагуляция гидрофобных золей электролитами Практические 3 2 Л3.1
Раздел 9. Отдельные представители дисперсных систем
9.1. Аэрозоли. Классификация, способы получения, оптические, электрические и молекулярно-кинетические свойства. Практическое значение аэрозолей. Порошки. Классификация, способы получения, свойства и применение порошков. Нанопорошки Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1
9.2. Подготовка к семинарскому занятию по теме «Свойства аэрозолей» Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
9.3. Свойства аэрозолей Практические 3 2
9.4. Эмульсии. Классификация и свойства. Методы установления типа эмульсий. Агрегативная устойчивость эмульсий. Свойства эмульгаторов. Гидрофильно-липофильный баланс. Обращение фаз эмульсий. Разрушение эмульсий. Пены и газовые эмульсии. Строение пен, свойства и способы их получения. Факторы, влияющие на устойчивость пен. Применение пен Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
9.5. Подготовка к семинарскому занятию «Свойства эмульсий и пен» Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
9.6. Свойства эмульсий и пен Лабораторные 3 4 Л3.1
9.7. Оформление отчета по лабораторной работе «Свойства эмульсий и пен» Сам. работа 3 2 Л3.1
9.8. Набухание и растворение ВМС. Стадии набухания. Факторы, влияющие на набухание и растворение ВМС. Некоторые свойства растворов ВМС. Полиэлектролиты. Микро- и макроструктура белка. Денатурация белка. Высаливание, схема Кройта. Гели и студни. Коагуляционные и конденсационно-кристализационные структуры Сам. работа 3 4 Л3.1
9.9. Изучение кинетики набухания желатина. Влияние рН среды и анионов солей на застудневание растворов желатина Лабораторные 3 4 Л3.1
9.10. Оформление отчета по лабораторной работе по теме «Изучение кинетики набухания желатина. Влияние рН среды и анионов солей на застудневание растворов желатина» Сам. работа 3 2 Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
находятся в приложении ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
находятся в приложении ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Логинова О.Н. Физическая и коллоидная химия: Барнаул, Изд-во АлтГУ, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Евстратова К.И. Физическая и коллоидная химия: Высшая школа, 1990
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Стась И.Е., Штоббе И.А. Физическая и коллоидная химия: Барнаул, изд-во АлтГУ, 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Вопросы для самоподготовки по курсу "Коллоидная химия" : [метод. указания] / АлтГУ, Хим. фак., Каф. физ. и коллоидной химии ; [авт.-сост. И. Е. Стась, И. А. Штоббе]. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 29 с. elibrary.asu.ru
Э2 Коллоидная химия : учебное пособие / Н. Францева, Е. Романенко, Ю. Безгина, Е. Волосова ; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Ставоропольский государственный аграрный университет». - Ставрополь : Параграф, 2012. - 52 с. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277427
Э3 Макаров, А.Г. Теоретические и практические основы физической химии : учебное пособие / А.Г. Макаров, М.О. Сагида, Д.А. Раздобреев ; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2015. - 172 с. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364840
Э4 Зуев, А.Ю. Физическая химия. Практикум : учебное пособие / А.Ю. Зуев, В.А. Черепанов, Д.С. Цветков ; под ред. А.Ю. Зуева. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2012. - 124 с URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239716
Э5 Кукушкина, И.И. Коллоидная химия : учебное пособие / И.И. Кукушкина, А.Ю. Митрофанов. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2010. - 216 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232755
Э6 Курс в Moodle "Физическая и коллоидная химия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108К лаборатория физической химии; лаборатория общей химической технологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛР-200; весы НВ-600-М; кондуктометр «Анион 7020»; вытяжной шкаф (4 шт.); магнитная мешалка (2 шт.); мешалка верхнеприводная; электрическая плитка ОКА-4 (6 шт.); иономер ЭВ-74 (3 шт.); прибор М 2015 (6 шт.); электролизер; рефрактометр универсальный; прибор М 2020; водяная баня; муфельная печь; сушильный шкаф ПЭ-4610; насос Камовского; вольтметр Щ 4313; калориметр; микрокомпрессор. термостат жидкостный ТЖ-ТС-01,набор лабораторной посуды, реактивы, штативы для пробирок и пипеток, штативы с лапками для бюреток
107бК лаборатория коллоидной химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; шкаф для лабораторной посуды; стол весовой; весы ВЛТЭ-500; рН-метр А 4102; кондуктометр КП-150МИ; встряхиватель WU-4; вытяжной шкаф-4; фотоэлектроколориметр КФК-2; мешалка верхнеприводная MR-25; электроплитка ОКА-4, ЭПШ-1; баня термостатирующая ТЖ-ТБ-01/12Ц; стабилизатор ТЕС-9; титратор фотоэлектрическийТ-107 микроскоп МБС-10, набор лабораторной посуды, реактивы, штативы для пробирок и пипеток, штативы с лапками для бюреток
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Тематика, основное содержание лекций и семинарских занятий представлено в виде УМК. Содержание, формы контроля и материалы по самостоятельной работе представлены в УМК. Студенту, который изучает представленную дисциплину, для успешного изучения необходимо:
• посещать лекционные занятия с целью получения знаний по основным темам дисциплины «Физическая и коллоидная химия»;
• изучать терминологию, употребляемую лектором;
• осуществлять подготовку к семинарским занятиям, используя рекомендуемую в УМК литературу;
• для более глубокого освоения дисциплины необходимо уделять внимание изучению рекомендуемой преподавателем дополнительной литературы по дисциплине.

3.1 Методические указания обучающимся при подготовке к лекциям
Работа с лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом.
Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления – речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника – документа, статьи, книги и т.п.).
Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При необходимости он может отметить и свое отношение к этой точке зрения. Слушая же лекцию, студент большую часть комплекса указанных выше работ должен откладывать на другое время, стремясь использовать каждую минуту на запись лекции, а не на ее осмысление – для этого уже не остается времени. Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в дополнение к конспекту.
Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к зачету. Необходимо проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции, - прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установит логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя.
Студенту рекомендовано уделять внимание самостоятельной подготовке по предмету, план самостоятельной подготовки, перечень заданий и вопросов представлен в УМК. Полное освоение дисциплины «Коллоидная химия» не представляется возможным без активной работы на практических занятиях, проявляющейся в ответах на вопросы, участие в деловых играх и тренингах, представлении творческих заданий и эссе.
Содержание предлагаемого УМК структурировано таким образом, что студент может оперативно найти необходимые методические указания и рекомендации.
Освоение учебного курса завершает выполнение контрольной работы в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями кафедры, содержащимися в учебно-методическом комплексе. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплине.
Студент должен быть готовым к различным формам контроля по самостоятельной работе, изучив предложенные темы и вопросы. В процессе самостоятельной работы важное внимание отводится навыку и умению пользоваться справочными изданиями; конспектировать и реферировать специальную литературу и давать необходимый комментарий; суммировать и анализировать сведения из различных источников; владеть тестовыми технологиями.

3.2 Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
При подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Коллоидная химия» необходимо знать и выполнять следующие условия:
1. Семинарские и практические занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану в виде собеседования и выполнения практических заданий.
2. Подготовка к семинарскому и практическому занятиям заключается в изучении литературы, которая обозначена в библиографическом списке, повторении некоторых вопросов других дисциплин (физики, химии, анатомии, физиологии, гигиены, географии, экономики, социологии, информатики, криминалистики, военных наук), изученных ранее и имеющих отношение к теме семинарского или практического занятия.
3. При проведении семинара или практического занятия студенты должны: ответить на вопросы, обозначенные в плане занятия, отработать практические навыки по применению средств индивидуальной защиты, оказанию первой медицинской помощи при травмах.
4. Работа студента на семинарском и практическом занятии оценивается по пятибалльной шкале.
5. При изучении дисциплины учитывается самостоятельная работа студента, предусмотренная учебным планом, которая должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и стимулировать на умение выполнять теоретические знания на практике.