Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия |
Специализация | Физическая химия твердых тел, коллоидных систем и наноматериалов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 04_05_01_ФиПХ_фх-5-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 32 | 32 | 32 | 32 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор
1.1. | - вооружить знаниями и умениями, необходимыми для организации учебно-воспитательного процесса по химии в образовательных учреждениях; - сформировать умение проектировать образовательный процесс на основе документов, отражающих содержание образования и планирование учебного процесса в ОУ (Государственный общеобразовательный стандарт, базисный учебный план, учебные программы, учебники); - сформировать умения организовывать продуктивный учебный процесс в образовательных учреждениях разного уровня и направления; - развивать адекватную самооценку, ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-11 | владением методами отбора материала, проведения теоретических занятий и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях |
ПК-12 | владением способами разработки новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Принципы построения преподавания химии и основные документы, регламентирующие процесс обучения в образовательных организациях. Принципы использования и разработки новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Отбирать теоретического и практического материала традиционных и новых разделов химии для планирования и проведения занятий и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях. Разрабатывать, применять в своей профессиональной деятельности новые образовательные технологии, включая системы компьютерного и дистанционного обучения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владения методами отбора теоретического и практического материала традиционных и новых разделов химии для планирования и проведения занятий и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях. Владения способностью разрабатывать, применять в своей профессиональной деятельности новые образовательные технологии, включая системы компьютерного и дистанционного обучения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методика преподавания химии как наука и как учебная дисциплина | ||||||
1.1. | 1. Введение. Цели и и задачи обучения учащихся химии. Система построения и содержания школьного курса химии | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Самостоятельная работа студентов | Сам. работа | 9 | 20 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Задачи учебного предмета.Система содержания и построения школьного курса химии | ||||||
2.1. | Цели и и задачи обучения учащихся химии. Система построения и содержания школьного курса химии | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Организация процесса обучения | ||||||
3.1. | Методы обучения | Лекции | 9 | 4 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Контроль результатов обучения | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | 1. Методика решения типовых школьных задач | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | 2. Методика решения усложненных задач | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | 3. Выполнение индивидуального задания по решению задач | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | самостоятельная работа студентов | Сам. работа | 9 | 20 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. система средств обучения химии | ||||||
4.1. | система средств обучения химии | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Общие приемы работы с газами | Лабораторные | 9 | 4 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Водород | Лабораторные | 9 | 4 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Кислород | Лабораторные | 9 | 4 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Азот и его соединения | Лабораторные | 9 | 4 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Металлы | Лабораторные | 9 | 4 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.7. | Галогены | Лабораторные | 9 | 4 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.8. | Опыты с электрическим током | Лабораторные | 9 | 4 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.9. | Занимательные опыты по химии | Лабораторные | 9 | 4 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.10. | Самостоятельная работа студентов | Сам. работа | 9 | 20 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Организационные формы обучения химии | ||||||
5.1. | Урок химии, как основная организационная форма обучения | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Внеклассные и факультативные занятия по химии | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | 4. Планирование и разработка план-конспекта урока | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.4. | 5. Разработка план-конспекта комбинированного урока | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.5. | 6. Разработка план-конспекта урока получения новых знаний, урока обобщения и систематизации знаний, контрольно-учетного урока | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.6. | Самостоятельная работа студентов | Сам. работа | 9 | 20 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Обобщенное рассмотрение конкретных вопросов методики преподавания химии | ||||||
6.1. | Изучение важнейших теоретических концепций курса химии средней школы | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Формирование и развитие основных химических понятий курса химии средней школы | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Самостоятельная работа студентов | Сам. работа | 9 | 9 | ПК-12, ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлено в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пак М.С. | Теория и методика обучения химии: учебник: | Издательство "Лань", 2018 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Минченков Е.Е. | Общая методика преподавания химии: | Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2015 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Пак М.С. | Педагогическая диагностика в химическом образовании: Практикум: 2018-04-11: Учебные пособия | Издательство "Лань", 2018 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курсы в Moodle "Методика преподавания химии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
010К | лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
106аК | учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Теоретический материал дисциплины «Методика преподавания химии» изучается в течение одного семестра (9 семестр пятого курса) по очной форме обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Основу теоретической подготовки по дисциплине «Методика преподавания химии» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на семинарских и лабораторных занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары и лабораторные занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям. При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы: - электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle); - ресурсы электронной библиотечной системы; - ресурсы Интернет; - мультимедийная техника; - студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на семинарских и лабораторных занятиях. Перед каждым лабораторным занятием студент обязан пройти собеседование и получить допуск к выполнению лабораторной работы. В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - правильность ответов на вопросы и задания практической направленности при выполнении лабораторных работ, качество выполнения лабораторных работ, полнота и точность ответов при защите отчетов по лабораторным работам; - верное решение задач; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. 1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины: Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут. Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут. Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю. Подготовка к практическому занятию – 2 час. Подготовка к лабораторному занятию – 2 час. 2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»). Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий: А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут). Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут). В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке. Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи. Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется). Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?. 1. Методические указания к практическим занятиям Готовясь к практическому занятию, студенты должны: - познакомиться с рекомендованной литературой; - рассмотреть различные точки зрения по вопросу; - выделить проблемные области; - сформулировать собственную точку зрения; - познакомиться со способами решения расчетных задач по теме семинара. При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой. Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов. На семинарских занятиях, посвященных задачам, студент должен ознакомиться с методикой решения разных типов задач и требованиями, которые предъявлются к оформлению решения задач. 2. Методические указания к выполнению лабораторных работ Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий по дисциплине «Методика преподавания химии»: |