МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика решения олимпиадных задач по химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияФундаментальная и прикладная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Чепрасова М.Ю.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, председатель методической комиссии ХФ, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Методика решения олимпиадных задач по химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- вооружить знаниями и умениями, необходимыми для организации учебно-воспитательного процесса по химии в образовательных учреждениях;
- сформировать умение проектировать образовательный процесс на основе документов, отражающих содержание образования и планирование учебного процесса в ОУ (Государственный общеобразовательный стандарт, базисный учебный план, учебные программы, учебники);
- сформировать умения организовывать продуктивный учебный процесс в образовательных учреждениях разного уровня и направления;
- развивать адекватную самооценку, ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью воспринимать, развивать и использовать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ПК-11 владением методами отбора материала, проведения теоретических занятий и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях
ПК-12 владением способами разработки новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- цели и задачи обучения химии на современном этапе;
- действующие школьные программы и УМК разных авторов по химии;
-теоретические основы и уровень развития методики обучения химии, современные педагогические технологии;
- особенности процесса усвоения предмета учащимися;
3.2.Уметь:
3.2.1.- планировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроке и вне его на основе достижений современной методики обучения химии и информационных технологий;
- применять и правильно сочетать общепедагогические и специфические методы для обучения химии;
- грамотно использовать возможности предмета для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач;
- использовать потенциал школьного курса химии для экологического образования учащихся;
- осуществлять внутри- и межпредметную интеграцию знаний в процессе обучения;
использовать политехническую направленность курса химии с учетом регионального фактора;
- внедрять достижения мировой культуры в процессе обучения химии (гуманитаризация процесса обучения предмету);
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- составления тематических и поурочных планов;
- отражения в планах-конспектах уроков химии совместную деятельность учителя с классом, группой учащихся, индивидуальную работу;
- проведения занятий разных типов в ходе имитации уроков на практических занятиях;
- работы с учебной, методической, дополнительной литературой по предмету;
- подготовки презентаций для уроков и внеклассных мероприятий по химии с применением ИКТ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика преподавания химии как наука и как учебная дисциплина
1.1. 1. Введение. Цели и и задачи обучения учащихся химии. Система построения и содержания школьного курса химии Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
1.2. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 6 10 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
Раздел 2. Задачи учебного предмета.Система содержания и построения школьного курса химии
2.1. Цели и и задачи обучения учащихся химии. Система построения и содержания школьного курса химии Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
Раздел 3. Организация процесса обучения
3.1. Методы обучения Лекции 6 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
3.2. Контроль результатов обучения Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
3.3. 1. Методика решения типовых школьных задач Практические 6 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
3.4. 2. Методика решения усложненных задач Практические 6 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
3.5. 3. Выполнение индивидуального задания по решению задач Практические 6 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
3.6. самостоятельная работа студентов Сам. работа 6 20 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
Раздел 4. система средств обучения химии
4.1. система средств обучения химии Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
4.2. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 6 14 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
Раздел 5. Организационные формы обучения химии
5.1. Урок химии, как основная организационная форма обучения Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
5.2. Внеклассные и факультативные занятия по химии Лекции 6 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
5.3. 4. Планирование и разработка план-конспекта урока Практические 6 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
5.4. 5. Разработка план-конспекта комбинированного урока Практические 6 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
5.5. 6. Разработка план-конспекта урока получения новых знаний, урока обобщения и систематизации знаний, контрольно-учетного урока Практические 6 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
5.6. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 6 14 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
Раздел 6. Обобщенное рассмотрение конкретных вопросов методики преподавания химии
6.1. Изучение важнейших теоретических концепций курса химии средней школы Лекции 6 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
6.2. Формирование и развитие основных химических понятий курса химии средней школы Лекции 6 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1
6.3. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 6 14 ОПК-1, ПК-11, ПК-12 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Формирование у школьников научной картины мира в процессе преподавания химии.
2. Применение принципа историзма в обучении химии.
3. Экологическое просвещение и воспитание учащихся на уроках химии.
4. Эстетическое воспитание учащихся в процессе преподавания химии.
5. Вооружение учащихся экономическими знаниями при изучении химических производств.
6. Современная школа и химическое образование.
7. Государственный стандарт химического образования.
8. Сравнительный анализ программ и учебников химии, рекомен¬дованных общеобразовательным учреждениям различной ориентации.
9. Химические знания в интегрированных курсах “Окружающий мир”, “Естествознание” в младших классах и их связь с системати¬ческим курсом химии.
10.Гуманизация учебного процесса при обучении химии.
11. Культурологические аспекты преподавания химии.
12.Методы и формы связи обучения химии с жизнью и производ¬ством.
13.Трудовое воспитание и профориентация учащихся при обуче¬нии химии.
14.Межпредметные связи “химия-биология” в процессе препода¬вания химии.
15.М.В. Ломоносов и его методические идеи.
16.Д.И. Менделеев и его педагогические взгляды.
17.В.Н. Верховский – основоположник отечественной методики преподавания химии.
18.Химия как учебный предмет в школах России.
19.Формирование общеучебных умений учащихся на уроках химии.
20.Организация самостоятельной работы учащихся с учебной ли¬тературой.
21.Активизация познавательной деятельности учащихся на уро¬ках химии.
22.Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм по¬знавательной деятельности учащихся при обучении химии.
23.Формирование приемов умственной деятельности учеников при обучении химии.
24.Лекционный метод преподавания химии в общеобразователь¬ных учебных заведениях.
25.Лекционно-семинарская система преподавания химии в стар¬шей школе.
26.Активные формы и методы проверки знаний и практических умений учащихся на уроках химии.
27.Система задач и упражнений для закрепления и совершенство¬вания знаний и умений учащихся.
28.Программированное обучение на уроках химии.
29.Использование ЭВМ в обучении химии.
30.Зачетная форма контроля знаний учащихся по химии.
31.Организация на уроках самоконтроля и взаимного контроля зна¬ний учащихся.
32.Методика проведения семинарских занятий по химии в стар¬ших классах.
33.Уроки-конференции и методика их проведения.
34.Организация и методика проведения на уроках разных видов и форм самостоятельной работы учащихся.
35.Использование в обучении химии игровых форм.
36.Методика обучения учащихся химическому языку.
37.Экспериментальные задачи и методика обучения их решению.
38. Методика обучения учащихся решению расчетных задач по химии.
39.Формирование первоначальных химических понятий в курсе хи¬мии основной школы.
40.Формирование понятий о химических реакциях и их развитие в последующем обучении химии.
41.Формирование и развитие знаний о строении вещества.
42.Формирование и развитие знаний о химическом элементе.
43.Методика преподавания конкретной темы курса химии (по вы¬бору).
44.Индивидуальный подход к учащимся при обучении химии.
45.Организация и методика демонстрационного химического экс¬перимента.
46.Лабораторные опыты по химии, их место в учебном процессе.
47.Организация и методика проведения практических занятий по химии.
48.Школьный химический кабинет и его оборудование.
49.Электрооборудование школьного химического кабинета и при¬менение электрического тока в химическом эксперименте.
50.Обеспечение безопасных условий труда и обучения в кабинете химии.
51. Технические средства обучения и их применение на уроках химии.
52. Применение в обучении химии опорных конспектов и сигналов-схем.
53.Использование на уроках химии коллекций и раздаточного материала.
54.Проверка рекомендаций по постановке химического экспери¬мента, приводимых в методической литературе.
55.Обобщение знаний учащихся по химии на разных этапах обу¬чения.
56.Обобщение и углубление знаний учащихся в разделе “Общая химия”.
57.Описание и анализ передового опыта учителей химии.
58.Направления дифференциации обучения учащихся химии в со¬временной школе.
59.Особенности методики факультативного обучения химии.
60.Содержание и методика преподавания отдельных факультати¬вов по химии (по выбору).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ерыгин Д.П. Методика решения задач по химии: М.: Просвещение, 1977
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Теоретический материал дисциплины «Методика преподавания химии» изучается в течение одного семестра (8 семестр четвертого курса) по очной форме обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Методика преподавания химии» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на семинарских и лабораторных занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары и лабораторные занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle);
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на семинарских и лабораторных занятиях. Перед каждым лабораторным занятием студент обязан пройти собеседование и получить допуск к выполнению лабораторной работы.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на вопросы и задания практической направленности при выполнении лабораторных работ, качество выполнения лабораторных работ, полнота и точность ответов при защите отчетов по лабораторным работам;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.

1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
Подготовка к лабораторному занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?.

1. Методические указания к семинарским (практическим) занятиям
Готовясь к семинару, студенты должны:
- познакомиться с рекомендованной литературой;
- рассмотреть различные точки зрения по вопросу;
- выделить проблемные области;
- сформулировать собственную точку зрения;
- познакомиться со способами решения расчетных задач по теме семинара.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
На семинарских занятиях, посвященных задачам, студент должен ознакомиться с методикой решения разных типов задач и требованиями, которые предъявлются к оформлению решения задач.

2. Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности.
Цели лабораторных занятий по дисциплине «Методика преподавания химии»:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
4. формирование навыков оформления результатов лабораторных работ в виде выводов.
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь, которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка лабораторных тетрадей.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы (по контрольным вопросам). Лабораторная работа задания выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте столе.
Записи в тетради должны вестись по следующей схеме:
Дата
Тема занятия
Номер лабораторной работы (задания)
Цель и задачи лабораторной работы (задания)
Результаты выполнения в предусмотренной методическими указаниями форме (таблица, рисунок и т.д.)
Выводы в соответствии с целью и задачами.