МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование программы профессионального образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильМенеджмент профессионального образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_МПО-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 98
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 98 98 98 98
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование программы профессионального образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся системы научных знаний в области педагогического проектирования;
формирование опыта проектной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
ПК-3 Способен разрабатывать программное обеспечение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание понятий "рабочая прогрмма", "образовательная программа";
типы программ профессионального образования;
структуру программ профессионального образования;
функции программ профессионального образования.
принципы проектирования школьных программ;
способы проектирования школьных программ
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять структуру, типы, функции программ профессионального образования;
применять принципы и способы проектирования программ профессионального образования на практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией проектирования программ профессионального образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы проектирования школьных образовательных программ
1.1. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования Лекции 2 2 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Педагогическое проектирование как механизм реализации инноваций в профессиональном образовании Лекции 2 2 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Основные понятия педагогического проектирования Сам. работа 2 2 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.4. Функции проектной деятельности Сам. работа 2 4 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Уровни педагогического проектирования Сам. работа 2 2 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Принципы проектной деятельности Сам. работа 2 2 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Субъекты проектной деятельности Сам. работа 2 2 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Объекты проектной деятельности Сам. работа 2 2 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Логика организации проектной деятельности Практические 2 2 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Педагогическое проектирование в системе профессионального образования
2.1. Учебные проекты Сам. работа 2 2 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Разработка учебных проектов Практические 2 2 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Досуговые проекты Сам. работа 2 2 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Подготовка досуговых проектов Сам. работа 2 2 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Социально-педагогические проекты Сам. работа 2 2 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Проекты личностного становления Сам. работа 2 2 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Сетевые проекты Сам. работа 2 2 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Проектирование содержания образования Практические 2 2 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.9. Логика проектирования образовательных систем Сам. работа 2 6 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.10. Проектирование педагогических технологий Сам. работа 2 6 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Результаты и оценка проектной деятельности Сам. работа 2 6 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Требования к участникам педагогического проектирования Сам. работа 2 6 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Педагогическое прогнозирование
3.1. Прогнозирование – необходимый элемент деятельности педагога Сам. работа 2 6 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Основные направления педагогического прогнозирования Сам. работа 2 6 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Прогнозирование, планирование и проектирование Сам. работа 2 6 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Разработка прогностической модели одной из образовательных систем Сам. работа 2 6 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Эссе "Прогнозирование в образовании – реальность или утопия?" Сам. работа 2 6 УК-2, ОПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Подготовка к зачету Сам. работа 2 18

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
Л1.2 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.3 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Мудл "Проектирование программ профессионального образования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.