МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы исследования органических веществ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияОрганическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ_ох-5-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 104
самостоятельная работа 85
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18,5 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 20 20 32 32
Лабораторные 16 16 32 32 48 48
Практические 0 0 24 24 24 24
Сам. работа 44 44 41 41 85 85
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методы исследования органических веществ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов активной позиции и развитие инициативы в решении разнообразных проблем возникающих в процессе анализа органических веществ, выработка умения представить химический анализ от пробоотбора до конечного результата как единый технологический процесс с применением современной методологии, понимания ответственности в интерпретации полученных результатов и принятия адекватных решений. Спецкурс направлен на систематизацию и обобщение полученного студентами ранее комплекса знаний, профессионального становления, формирование аналитической культуры, реализацию концепции единства измерения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью проводить научные исследования по сформулированной тематике и получать новые научные и прикладные результаты
ПК-4 способностью применять основные естественнонаучные законы при обсуждении полученных результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы УФ-, ИК- и ЯМР-спектроскопии, газожидкостной хроматографии и современные методы анализа органических соединений;
- последовательность работы при идентификации спектров и хроматограмм;
- основные методы элементного и функционального анализа;
- стандартные методики проведения качественного и количественного анализа с помощью спектроскопических, хроматографических и аналитических методов
3.2.Уметь:
3.2.1.- решать задачи по спектроскопическим методам исследования, идентифицировать органические соединения по УФ-, ИК- и ЯМР-спектрам;
- подбирать условия хроматографирования;
- выполнять стандартные методики проведения качественного и количественного анализа с помощью спектроскопических, хроматографических и аналитических методовезультатов количественного анализа;
- идентифицировать вещества на основе результатов качественного и количественного анализа;
- использовать полученные знания в написании соответствующего раздела в выпускной (квалификационной) работе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- снятия УФ- и ИК-спектров и способах их обработки;
- методами снятия хроматограмм и способами их качественной и количественной обработки;
- выполнения количественного элементного и функционального анализа органических веществ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Спектроскопические методы исследования
1.1. Общая характеристика физических методов исследования веществ Лекции 8 1 ПК-4, ПК-1 Л1.1
1.2. Ультрафиолетовая (электронная) спектроскопия Лекции 8 1 ПК-4, ПК-1 Л1.1
1.3. Ультрафиолетовые спектры органических веществ Лабораторные 8 4 ПК-4, ПК-1 Л3.2
1.4. Теория и практика УФ-спектроскрпии Практические 8 2 ПК-4, ПК-1 Л1.1, Л3.2
1.5. Инфракрасная (колебательная) спектроскопия Лекции 8 2 ПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.3
1.6. Влияние концентрации раствора бензилового спирта на процесс образования водородных связей и вид ИК-спектров Лабораторные 8 4 ПК-4, ПК-1 Л3.2
1.7. Влияние заместителя на процесс образования водородных связей и вид инфракрасных спектров Лабораторные 8 4 ПК-4, ПК-1 Л3.2
1.8. Изучение влияния заместителя методом ИК-спектроскопии Лабораторные 8 4 ПК-4, ПК-1 Л3.2
1.9. Теория и практика ИК-спектроскопии Практические 8 4 ПК-4, ПК-1 Л1.1
1.10. Спектроскопия ядерного магнитного резонанса Лекции 8 6 ПК-4, ПК-1 Л1.1
1.11. Теория и практика ЯМР-спектроскопии Практические 8 4 ПК-4, ПК-1 Л1.1, Л3.2
1.12. Совместное применение спектроскопических методов Практические 8 2 ПК-4, ПК-1 Л1.1, Л3.2
1.13. Спектроскопические методы исследования Сам. работа 8 16 ПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л3.2
Раздел 2. Хроматографические методы исследования
2.1. Физико-химические основы хроматографического процесса. Основные понятия и определения. Сущность и классификация методов хроматографии. Параметры удерживания. Лекции 8 4 ПК-4, ПК-1 Л1.2
2.2. Факторы влияющие на хроматографическое разделение веществ Лекции 8 2 ПК-4, ПК-1 Л1.2
2.3. Подвижные и неподвижные фазы. Твердые носители. Адсорбент. Методы нанесения НЖФ. Лекции 8 2 ПК-4, ПК-1 Л1.2
2.4. Устройство хроматографа. Система подготовки газов. Дозирующие устройства. Хроматографические колонки. Система термостатирования. Детекторы. Практические 8 2 ПК-4, ПК-1 Л1.2
2.5. Критерии оценки детекторов (чувствительность, предел детектирования, линейность, инерционность, селективность). Типы детекторов и их характеристики. Практические 8 2 ПК-4, ПК-1 Л1.2
2.6. Качественный и количественный хроматографический анализ. Методы расчета концентраций анализируемых веществ. Лекции 8 2 ПК-4, ПК-1 Л1.2
2.7. Хроматографическая лаборатория. Техника безопасности Практические 8 2 ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.6
2.8. Подготовка к лабораторным работам. Сам. работа 8 12 ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.6
2.9. Приготовление набивных колонок. Лабораторные 8 4 ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.4
2.10. Оценка качества набивных колонок. Лабораторные 8 4 ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.4
2.11. Качественный анализ по параметрам удерживания. Лабораторные 8 4 ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1
2.12. Количественный анализ. Лабораторные 8 4 ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1
2.13. Написание отчетов по лабораторным работам. Сам. работа 8 13 ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.6
2.14. Сдача отчетов по лабораторным работам Практические 8 6 ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.6
Раздел 3. Элементный и функциональный анализ органических веществ
3.1. Общие сведения об анализе органических веществ Лекции 7 2 ПК-4, ПК-1 Л1.3, Л2.7
3.2. Элементный анализ органических веществ Лекции 7 4 ПК-4, ПК-1 Л1.3
3.3. Функциональный анализ органических веществ Лекции 7 6 ПК-4, ПК-1 Л1.3, Л2.7
3.4. Основы лабораторных исследований в микромасштабе. Подготовка оборудования и реактивов Лабораторные 7 4 ПК-4, ПК-1 Л1.3, Л2.5
3.5. Методы количественного определения элементов в органических веществах Лабораторные 7 6 ПК-4, ПК-1 Л1.3, Л2.5, Л3.1
3.6. Методы количественного определения функциональных групп Лабораторные 7 6 ПК-4, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л3.1
3.7. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 7 20 ПК-4, ПК-1 Л1.3, Л2.7
3.8. Автоматические элементные анализаторы Сам. работа 7 10 ПК-4, ПК-1 Л1.3
3.9. Современная лаборатория органического анализа. Тенденции развития методов химического анализа органических соединений Сам. работа 7 14 ПК-4, ПК-1 Л1.3, Л2.7

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в приложении средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Браун Д., Флойд А., Сейнзбери М. Спектроскопия органических веществ: М.: Мир, 1992
Л1.2 Другов Ю.С., Зенкевич И.Г., Родин А.А. Газохроматографическая идентификация загрязнений воздуха, воды, почвы и биосред: практ. руководство: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
Л1.3 Гельман Н. Э., Терентьева Е. А., Шанина Т. М., Кипаренко Л. М., Резл В. Методы количественного органического элементного микроанализа.: М.: Химия, , 1987
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коренман Я.И. Практикум по аналитической химии: Хроматографические методы анализа: учеб. пособие для вузов: Воронеж: Б.и., 2000
Л2.2 Чеботарев В.К., Щербакова Л.В., Лейтес Е.А. Электрохимические методы анализа органических соединений: учеб. пособие Барнаул, 2007
Л2.3 Базарнова Н.Г., Карпова Е.В., Катраков И.Б. Методы исследования древесины и ее производных: учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002
Л2.4 Вяхирев Д.А., Шушунова А.Ф. Руководство по газовой хроматографии: учеб. пособие для вузов М.: Высшая школа, 1987
Л2.5 Климова В. А. Основные микрометоды анализа органических соединений: М.: Химия,, 1975.
Л2.6 Царев Н.И., Царев В.И., Катраков И.Б. Практическая газожидкостная хроматография: учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2000
Л2.7 Полюдек-Фабини, Р. Органический анализ: Руководство по анализу органических соединений, в том числе лекарственных веществ/ пер. с нем. А. Б. Томчина.- Л. : Химия, 1981.- 624с.: Л. : Химия,, 1981
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 О. А. Панченко Анализ органических соединений": метод. указания к лабораторным работам по спецкурсу: метод. указания к лабораторным работам по спецкурсу Барнаул, Изд-во АлтГУ, 2003
Л3.2 Катраков И.Б., Карпова Е.В. Спектроскопические методы исследования органических соединений : Барнаул.: Изд-во АлтГУ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Моделирование ЯМР-спектров. Демонстрационная версия программы gnmrdemo

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале курса студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом получения зачета. При выполнении студентом индивидуальной работы студент может получить консультацию у преподавателя с целью снятия возможных затруднений и достижения эффективности обучения.
Методические указания к лекционным занятиям
При подготовке к лекции рекомендуется:
- просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
- полезно просмотреть и тематику предстоящий лекции;
- если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая.

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Готовясь к практическому занятию, студенты должны:
- познакомиться с рекомендованной литературой;
- рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям);
- выделить проблемные области;
- сформулировать собственную точку зрения;
- познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара;
- предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Методические указания к выполнению лабораторных работ
Цели лабораторных занятий:
- закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
- формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
- развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями, предъявляемыми к оформлению отчета и ответам на контрольные вопросы.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Все работы проходят в соответствии с техникой безопасности в химической лаборатории.

Методические указания к зачету/экзамену
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом конспекты лекций и презентации.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.