МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бизнес-тренинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-23- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат психологическимх наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологическимх наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Бизнес-тренинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043) 03030001_68-09-12-2623.plm.xml направление 030300_68 Психология магистерская программа 030300_68-01 «Психология личности»

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол. н., профессор И.А. Ральникова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.психол. н., профессор И.А. Ральникова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебного курса «Бизнес тренинг» состоит в обучении магистрантов основам разработки и проведения бизнес тренинга как метода практической работы психолога на предприятии, представляющего из себя направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры личности с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности, повышения его эффективности в организации в целом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью выявлять потребности в основных видах психологических услуг и организовывать работу психологической службы в определенной сфере профессиональной деятельности
ПК-10 способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности
СПК - 2 Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- направления и виды бизнес тренинга в организации;
- современные технологии развития самосознания личности;
- теоретические основы бизнес тренинга;
- овладеть базовыми методами бизнес тренинга: деловые игры, кейс метод, дисскуссионные методы, имитационные игры и др.
3.2.Уметь:
3.2.1.- сделать самопрезентацию в рамках целей и задач бизнес тренинга,
- анализировать результаты проведенных тренинговых занятий как с точки зрения их эффективности для участников, так и с точки зрения работы тренера;
- диагностировать тренинговую группу, отслеживать динамику ее развития;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- составления и самостоятельного ведения бизнес тренинга в соответсвии с запросом органинизации;
- навыком управления внутригрупповыми процессами (на внутриличностном, межличностном, групповом уровнях).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Технология конструирования и проведения бизнес тренингов в организации
1.1. Технологии и методы бизнес тренинга Практические 1 2 ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.2. Имидж и роли бизнес тренера: самопрезентация и м ее эффекты Практические 1 2 ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.2
1.3. Ведущие направления групповой работы, виды групп бизнес тренинга. /Ср/ Сам. работа 1 8 ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
Раздел 2. Механизмы управления групповым процессом. Групповая динамика. Обратная связь. Методы используемые в бизнес тренинге.
2.1. Метофорическая деловая игра и особенности ее проведения Практические 1 2 ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
2.2. Структура тренинговой группы. Цели и задачи тренинговой группы. Количественный и качественный состав тренинговых групп. /Пр/ Сам. работа 1 8 ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
2.3. Динамика тренинговой группы. Основные стадии развития тренинговой группы. Практические 1 4 ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л3.1, Л3.2
2.4. Динамика тренинговой группы. Основные стадии развития тренинговой группы. Сам. работа 1 8 ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
2.5. Классификация и основные виды тренинговых групп. Практические 1 2 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
2.6. Структура бизнес тренинга. Принципы организации программа. Сам. работа 1 6 ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л3.1, Л3.2
2.7. Базовые тренинговые методы. Специфика групповой психологической работы в зависимости от типа психологических проблем участников. Сам. работа 1 6 ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л3.1, Л3.2
2.8. Разработка и проведение магистрантами тренингового занятия в учебной группе Сам. работа 1 10 ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
2.9. Обратная связь в бизнесс тренинге и формы ее получения Сам. работа 1 10 ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
2.10. Итоговое зачетное занятие Зачет 1 4 ПК-9, ПК-10, СПК - 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.В. Иванова Тренинг управления изменениями в организации: Учебник СПб.: Речь, 2007
Л1.2 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Хенсен, Марк Виктор Мастер мотивации. Секреты управления: Учебнон пособие Астрель, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. Х. Бакирова Психология развития и мотивации персонала: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 www.lib.asu.ru
Л2.2 Ромек В.Г. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Орлова С.Н. Введение в организационную психологию : : учеб. Пособие для студентов вуза. СибГТУ. – Красноярск : [СибГТУ], , 2006.
Л3.2 Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.hr-journal.ru/ Электронный журнал про управление персоналом.
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Специализированные аудитории для групповых тренинговых занятий, аудитории для проведения интерактивных лекций (видеопроектор, экран настенный), стандартно оборудованные лекционные аудитории
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
При освоении курса «Бизнес тренинг» одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс.
Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины «Бизнес тренинг» предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практических занятий при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические указания по организации самостоятельной работы
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Бизнес тренинг»:
− для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др.
− для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др.
− для формирования умений: анализ теоретической профессионально ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.
Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к экзамену.