МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Микробиологический контроль качества продуктов для агробизнеса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 111 111 111 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Ильичёва Т.Н.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Микробиологический контроль качества продуктов для агробизнеса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г. д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г. д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у бакалавров знания и владения методиками микробиологического контроля показателей качества и безопасности сырья и готовой продукции животного и растительного происхождения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 владением основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия и термины микробиологии;
- классификацию микроорганизмов;
- морфологию и физиологию основных групп микроорганизмов;
- методики микробиологического контроля показателей качества и безопасности сырья и готовой продукции животного и растительного происхождения.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать лабораторное оборудование;
- определять основные группы микроорганизмов;
- проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;
- подбирать методики микробиологического контроля показателей качества и безопасности сырья и готовой продукции животного и растительного происхождения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методиками микробиологического контроля показателей качества и безопасности сырья и готовой продукции животного и растительного происхождения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Микроорганизмы, их роль и значение в природе и хозяйственной деятельности человека
1.1. Введение. Роль и значение микроорганизмов в природе и хозяйственной деятельности человека Лекции 5 2 ПК-9 Л1.1
1.2. Морфология, систематика и классификация микроорганизмов Лекции 5 2 ПК-9 Л1.1
1.3. Физиология и биохимия микроорганизмов Лекции 5 2 ПК-9 Л1.1
1.4. Воздействие факторов внешней среды на рост и размножение микроорганизмов Лекции 5 2 ПК-9 Л1.1
1.5. Методы микробиологического анализа. Лекции 5 2 ПК-9 Л1.2
1.6. Введение. Роль и значение микроорганизмов в природе и хозяйственной деятельности человека Практические 5 2 ПК-9 Л1.1
1.7. Морфология, систематика и классификация микроорганизмов. Физиология и биохимия микроорганизмов Практические 5 2 ПК-9 Л1.1
1.8. Воздействие факторов внешней среды на рост и размножение микроорганизмов. Практические 5 2 ПК-9 Л1.1
1.9. Методы микробиологического анализа. Практические 5 2 ПК-9 Л1.3
1.10. Микроорганизмы, их роль и значение в природе и хозяйственной деятельности человека Сам. работа 5 40 ПК-9 Л1.1
Раздел 2. Влияние микроорганизмов на качество и безопасность пищевых продуктов и материалов
2.1. Правила отбора, консервирования и пересылки образцов мяса и рыбы. Проведение микробиологического исследования на пищевые токсикоинфекции. ГОСТы и СаН-Пины. Лекции 5 2 ПК-9 Л1.2
2.2. Правила отбора, консервирования и пересылки образцов колбасных изделий. Проведения микробиологического анализа. ГОСТы и СаН-Пины. Лекции 5 2 ПК-9 Л1.2
2.3. Правила отбора, консервирования и пересылки ломолочных продуктов. Микробиологический анализ. Действующие ГОСТы и СанПины. Лекции 5 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3
2.4. Отбор образцов меда и продукции пчеловодства. Методы микробиологических исследований. ГОСТы и СаН-ПиНы. Лекции 5 2 ПК-9 Л1.2
2.5. Правила отбора, консервирования и пересылки образцов мяса и рыбы. Проведение микробиологического исследования на пищевые токсикоинфекции. ГОСТы и СаН-Пины. Практические 5 2 ПК-9 Л1.2
2.6. Правила отбора, консервирования и пересылки образцов колбасных изделий. Проведения микробиологического анализа. ГОСТы и СаН-Пины. Практические 5 2 ПК-9 Л1.2
2.7. Правила отбора, консервирования и пересылки ломолочных продуктов. Микробиологический анализ. Действующие ГОСТы и СанПины. Практические 5 2 ПК-9 Л1.2
2.8. Отбор образцов меда и продукции пчеловодства. Методы микробиологических исследований. ГОСТы и СаН-ПиНы. Практические 5 2 ПК-9 Л1.2
2.9. 1. Методы микробиологического исследования молока и кисломолочных продуктов. Лабораторные 5 6 ПК-9 Л1.2
2.10. 2. Микробиологическое исследование свежего и испорченного мяса и продуктов убоя сельскохозяйственных животных. Лабораторные 5 6 ПК-9 Л1.2
2.11. 3. Микробиологические исследования рыбы на наличие аэробной и анаэробной гнилостной и патогенной микрофлоры. Лабораторные 5 6 ПК-9 Л1.2
2.12. 4. Микробиологические методы исследования скорлупы, яиц птицы, яичного порошка. Лабораторные 5 6 ПК-9 Л1.2
2.13. Влияние микроорганизмов на качество и безопасность пищевых продуктов и материалов Сам. работа 5 41 ПК-9 Л1.2
Раздел 3. Санитарно-микробиологический контроль производства пищевых продуктов и продуктов для животных
3.1. Классические и генотипические методы микробиологического исследования сырья и продуктов животного происхождения. Лекции 5 2 ПК-9 Л1.1
3.2. Методы микробиологического анализа образцов сухих и консервированных кормов для домашних животных. Лекции 5 2 ПК-9 Л1.1
3.3. Дезинфекция, дезинсекция и дератизация на мясо- и молочно-перерабатывающих предприятиях. Лекции 5 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Санитарно-микробиологический контроль производства пищевых продуктов и продуктов для животных Практические 5 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2
3.5. 5. Микробиологическое исследование консервированных и колбасных изделий. Лабораторные 5 6 ПК-9 Л1.2
3.6. 6. Микробиологическое исследование меда. Лабораторные 5 6 ПК-9 Л1.2
3.7. Санитарно-микробиологический контроль производства пищевых продуктов и продуктов для животных Сам. работа 5 30 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Т. Емцев, Е. Н. Мишустин Сельскохозяйственная микробиология : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/957397AD-B4F9-458B-8699-9A336E697324
Л1.2 Е.В. Петухова, А.Ю. Крыницкая, З.А. Канарская Пищевая микробиология : учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428098
Л1.3 С.А. Рябцева, М.Н. Панова Микробиология молока и молочных продуктов: учебное пособие Ставрополь : СКФУ, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=467286
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный ресурс научной школы «Фундаментальные основы нанонаук и прорывные нанотехнологии конденсированного состояния» [точка доступа http://compnano.1gb.ru/] compnano.1gb.ru
Э2 Компьютерное моделирование квантовых электромеханических систем материалов elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
программный комплекс «Компьютерные нанотехнологии»

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.chem.asu.ru/
2. http://www.chem.port.ru/
3. http://www.ars.org/portalchemistry/
4. http://www.pstlib.nsc.ru/
5. http://www.e.lanbook.com/
6. http://www.lib.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Как работать над конспектом после лекции
Какими бы замечательными качествами в области методики ни обладал лектор, какое бы большое значение на занятиях ни уделял лекции слушатель, глубокое понимание материала достигается только путем самостоятельной работы над ним.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока полученная информация еще хранится в памяти. Как правило, через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала.
С целью доработки необходимо, в первую очередь, прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не понятные сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи.
Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Потери логической связи как внутри темы, так и между ними приводит к негативным последствиям: материал учебной дисциплины перестает основательно восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Очень полезным в практике самостоятельной работы, является предварительное ознакомление с учебным материалом. Даже краткое, беглое знакомство с материалом очередной лекции дает многое. Студенты получают общее представление о ее содержании и структуре, о главных и второстепенных вопросах, о терминах и определениях. Все это облегчает работу на лекции и делает ее целеустремленной.



Подготовка к лабораторной работе
Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка необходима для проведения компьютерного эксперимента, должна проводиться обучающимися в порядке самостоятельной работы. Ее следует начинать внимательным разбором руководства к данной лабораторной работе.
Особое внимание в ходе теоретической подготовки должно быть обращено на понимание сущности процесса. Для самоконтроля в каждой работе приведены контрольные вопросы, на которые обучающийся обязан дать четкие, правильные ответы. Теоретическая подготовка завершается предварительным составлением отчета со следующим порядком записей:
1. Название работы.
2. Цель работы.
3. Теоретическое введение.
4. Ход работы (включает рисунки, схемы, таблицы, основные формулы для определения величин).
5. Расчеты – окончательная запись результатов работы.
6. Вывод.


При выполнении лабораторных работ измерение физических величин необходимо проводить в строгой, заранее предусмотренной последовательности.
Особо следует обратить внимание на точность и своевременность отсчетов при измерении нужных физических величин. Например, точность измерения времени с помощью секундомера зависит не только от четкого определения положения стрелки, но и в значительной степени – от своевременности включения и выключения часового механизма.
Лабораторные работы выполняются по письменным инструкциям. Каждая инструкция содержит краткие теоретические сведения, относящиеся к данной работе, перечень необходимого оборудования, посуды, реактивов, порядок выполнения работы, контрольные вопросы.
Внимательное изучение методических указаний поможет выполнить работу.
Небрежное оформление отчета, исправление уже написанного недопустимо.
Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов

1. К выполнению лабораторных работ необходимо приготовиться до начала занятия в лаборатории. Кроме описания работы, используйте рекомендованную литературу и конспект лекций. К выполнению работы допускаются только подготовленные студенты.
2. При проведении эксперимента результаты измерений и расчетов записывайте четко и кратко в заранее подготовленные таблицы.
3. При обработке результатов измерений:
А) помните, что точность расчетов не может превышать точности прямых измерений;
Б) результаты измерений лучше записывать в виде доверительного интервала.
4. Отчеты по лабораторным работам должны включать в себя следующие пункты:
• название лабораторной работы и ее цель;
• краткое теоретическое обоснование;
• порядок выполнения лабораторной работы;
• далее пишется «Ход работы» и выполняются этапы лабораторной работы, согласно выше приведенному порядку записываются требуемые теоретические положения, результаты измерений, обработка результатов измерений, заполнение требуемых таблиц и графиков, по завершении работы делается вывод.
5. При подготовке к сдаче лабораторной работы, необходимо ответить на предложенные контрольные вопросы.


Как работать с рекомендованной литературой
Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом.
Опыт показывает, что при работе с текстом целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного) материале. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.
Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.
Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов.
План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя является составной частью «самостоятельная работа студентов», принятого в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятельно выполняет учебное задание, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения и навыки практической деятельности. При этом взаимодействие студента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства через консультации и контроль.
Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Это выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от обучаемых варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения ее под новым углом зрения. В связи с этим самостоятельная работа данного вида должна выдвигать требования анализа незнакомых студентом ситуаций и генерирования новой информации для выполнения задания. В практике обучения в качестве самостоятельной работы чаще всего используются домашние задание, отдельные этапы лабораторных и семинарско-практических занятий, написание рефератов, курсовых и дипломных работ, а также дипломное проектирование.