МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Молекулярное моделирование и биоинформатика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильРазработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_РЕК-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Молекулярное моделирование и биоинформатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 ХИМИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование системных знаний, умений и навыков в области молекулярного моделирования лекарственных веществ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ОПК-2 владением современными компьютерными технологиями при планировании исследований, получении и обработке результатов научных экспериментов, сборе, обработке, хранении, представлении и передаче научной информации
ПК-2 владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы молекулярного моделирования лекарственных веществ и биополимеров, способы учета влияния внешней среды, методы оптимизации геометрии и минимизации энергии, методы конформационного анализа, фармакофорного поиска и прогнозирования биологической активности;
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать модели молекул биологически активных соединений и проводить расчеты их характеристик с использованием специализированного программного обеспечения, проводить фармакофорный поиск, прогнозировать биологическую активность молекулярных моделей методами 3D-QSAR;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами молекулярного моделирования биополимеров и лекарственных веществ, навыками фармакофорного поиска, основными методами 3D-QSAR и программными средствами прогнозирования биологической активности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы получения пространственных координат и оптимизации геометрии молекулярных структур
1.1. Методы получения пространственных координат молекулярных структур (использование кристаллографических баз рентгеноструктурных данных, подбор стандартных геометрий из библиотек фрагментов, преобразование двумерных структур в трехмерные с помощью автоматизированных процедур). Вычислительные методы оптимизации геометрии молекул. Силовые поля. Методы минимизации энергии (метод скорейшего спуска, метод сопряженных градиентов, метод Ньютона–Рафсона). Влияние зарядов и растворителя. Растворитель как статистический континуум. Квантово-механические методы (неэмпирические методы, полуэмпирические методы молекулярных орбиталей, комбинированные методы квантовой и молекулярной механики). Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Методы получения пространственных координат молекулярных структур (использование кристаллографических баз рентгеноструктурных данных, подбор стандартных геометрий из библиотек фрагментов, преобразование двумерных структур в трехмерные с помощью автоматизированных процедур). Вычислительные методы оптимизации геометрии молекул. Силовые поля. Методы минимизации энергии (метод скорейшего спуска, метод сопряженных градиентов, метод Ньютона–Рафсона). Влияние зарядов и растворителя. Растворитель как статистический континуум. Квантово-механические методы (неэмпирические методы, полуэмпирические методы молекулярных орбиталей, комбинированные методы квантовой и молекулярной механики). Практические 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Методы получения пространственных координат молекулярных структур (использование кристаллографических баз рентгеноструктурных данных, подбор стандартных геометрий из библиотек фрагментов, преобразование двумерных структур в трехмерные с помощью автоматизированных процедур). Вычислительные методы оптимизации геометрии молекул. Силовые поля. Методы минимизации энергии (метод скорейшего спуска, метод сопряженных градиентов, метод Ньютона–Рафсона). Влияние зарядов и растворителя. Растворитель как статистический континуум. Квантово-механические методы (неэмпирические методы, полуэмпирические методы молекулярных орбиталей, комбинированные методы квантовой и молекулярной механики). Сам. работа 3 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Конформационный анализ
2.1. Методы конформационного анализа молекулярных структур (методы систематического поиска, метод Монте–Карло, методы молекулярной динамики), их возможности и ограничения. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Методы конформационного анализа молекулярных структур (методы систематического поиска, метод Монте–Карло, методы молекулярной динамики), их возможности и ограничения. Практические 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Методы получения пространственных координат и оптимизации геометрии молекулярных структур Сам. работа 3 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Потенциалы молекулярных взаимодействий
3.1. Потенциалы молекулярных взаимодействий. Методы расчета частичных атомных зарядов (топологические и квантово-химические методы), молекулярного электростатического потенциала и полей молекулярного взаимодействия. Отображение свойств на молекулярную поверхность. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Потенциалы молекулярных взаимодействий. Методы расчета частичных атомных зарядов (топологические и квантово-химические методы), молекулярного электростатического потенциала и полей молекулярного взаимодействия. Отображение свойств на молекулярную поверхность. Практические 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Потенциалы молекулярных взаимодействий Сам. работа 3 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Фармакофорный поиск
4.1. Фармакофорный поиск. Совмещение молекул. Совмещение «атом-на-атом». Совмещение молекулярных полей. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Фармакофорный поиск. Совмещение молекул. Совмещение «атом-на-атом». Совмещение молекулярных полей. Практические 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Фармакофорный поиск Сам. работа 3 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Методы исследования количественных соотношений пространственная структура – активность (методы 3D-QSAR)
5.1. Методы исследования количественных соотношений пространственная структура – активность (методы CoMFA, CoMSIA, GRID, GOLPE, методы, не зависящие от выравнивания). 3D-QSAR, основанный на рецепторе. Надежность моделей 3D-QSAR. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Методы исследования количественных соотношений пространственная структура – активность (методы CoMFA, CoMSIA, GRID, GOLPE, методы, не зависящие от выравнивания). 3D-QSAR, основанный на рецепторе. Надежность моделей 3D-QSAR. Практические 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Методы исследования количественных соотношений пространственная структура – активность (методы 3D-QSAR) Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Моделирование малых молекул на примере антагонистов дофаминового рецептора подтипа D3
6.1. Модель фармакофора антагонистов D3-рецептора. Основно-ароматический фрагмент. Спейсер. Амидно-ароматический фрагмент. Поля молекулярных взаимодействий. Анализ 3D-QSAR. Уменьшение числа переменных и регрессия частичных наименьших квадратов. Валидация модели. Прогноз для внешней выборки лигандов. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Модель фармакофора антагонистов D3-рецептора. Основно-ароматический фрагмент. Спейсер. Амидно-ароматический фрагмент. Поля молекулярных взаимодействий. Анализ 3D-QSAR. Уменьшение числа переменных и регрессия частичных наименьших квадратов. Валидация модели. Прогноз для внешней выборки лигандов. Практические 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Моделирование малых молекул на примере антагонистов дофаминового рецептора подтипа D3 Сам. работа 3 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Представлены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлены в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Е. Стефанов, А. А. Тулуб, Г. Р. Мавропуло-Столяренко Биоинформатика .: М. : Издательство Юрайт, , 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Х. Хёльтье, В. Зиппль, Д. Роньян, Г. Фолькерс Молекулярное моделирование=Molecular Modeling: теория и практика : Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Воронцов Б.С., Москвин В.В. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МОЛЕКУЛЯРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ПРИКЛАДНЫХ И НАУЧНЫХ ЗАДАЧ: Вестник Курганского государственного университета. Серия Естественные науки - 2012г. №25, e.lanbook.com
Л2.2 Степанов В.М. Молекулярная биология. Структура и функции белков [Электронный ресурс]: учебник М. : Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Молекулярное моделирование и биоинформатика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, скайпа;
Компьютерное тестирование (с использованием системы Moodle);
Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Пользователи системы: Преподаватели и сотрудники университета, обучающиеся всех форм обучения, слушатели курсов повышения квалификации.
Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Представлены в приложении