МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организационная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 16
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 16 16 16 16
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Организационная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.н., профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Организационная психология» является :
ознакомление с основными закономерностями поведения человека в организации и формирование знаний и умений по разработке технологий, повышающих эффективность организационной деятельности, за счет использования психологических феноменов, связанных с личностью, деятельностью, поведением и отношениями;
обучение основным методам предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов в организации; содействие формированию и развитию толерантности в ситуациях межличностного взаимодействия в трудовом коллективе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
ОПК-3 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и теории организационной психологии;
основные методологические подходы решения проблем персонала в организации, обеспечивающие повышение эффективности организационной деятельности; теоретические основы поведения человека в организации;
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и систематизировать научные исследования в области организационной психологии с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений; раскрывать, социально-психологическое содержание проблемы, связанной с профессиональной деятельностью; ориентироваться в применении диагностического инструментария для решения организационных проблем, связанных с «человеческим фактором»; анализировать и прогнозировать организационное поведение человека и группы; эффективно использовать мотивационный потенциал персонала в организациях;
осуществлять выбор методов для психологического обеспечения функционирования организационных структур и анализировать и систематизировать научные исследования в области организационной психологии с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений; раскрывать, социально-психологическое содержание проблемы, связанной с профессиональной деятельностью; ориентироваться в применении диагностического инструментария для решения организационных проблем, связанных с «человеческим фактором»; анализировать и прогнозировать организационное поведение человека и группы; эффективно использовать мотивационный потенциал персонала в организациях;
осуществлять выбор методов для психологического обеспечения функционирования организационных структур и соответствующего сопровождения процесса организационного развития
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками психологического сопровождения производственного процесса;
инструментарием психологической диагностики уровня развития познавательной и мотивационно - волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека в организации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет организационной психологии
1.1. Предмет и статус организационной психологии как комплексной практико-ориентированной научной дисциплины Лекции 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Теории организации Практические 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.3. Теории организации Сам. работа 7 1 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.4. Понятие организации как социотехнической системы. Организационные структуры. Лекции 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.5. Понятие организации как социотехнической системы. Организационные структуры. Практические 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.6. Теории организации Организационные структуры. Сам. работа 7 1 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Иерархические уровни психологического анализа деятельности сотрудников организаций.
2.1. Трехуровневая модель анализа взаимодействий персонала в организациях Лекции 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.2. Основные проблемные области исследований в организационной психологии, выделяемые на каждом из уровней организационных взаимодействий (общая классификация) Лекции 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.3. Основные проблемные области исследований в организационной психологии, выделяемые на каждом из уровней организационных взаимодействий (общая классификация) Сам. работа 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.4. Трехуровневая модель анализа взаимодействий персонала в организациях. Практические 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.5. Основные проблемные области исследований в организационной психологии, выделяемые на каждом из уровней организационных взаимодействий (общая классификация) Практические 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 3. Раздел 3. Субъективно значимые характеристики труда и «образ трудовой ситуации»
3.1. Социальные ценности и проблема значимости труда в жизни современного человека. Концептуальная модель анализа субъективно значимых характеристик труда Дж. Хаккмана и Г. Олдхема. Лекции 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.2. Социальные ценности и проблема значимости труда в жизни современного человека. Концептуальная модель анализа субъективно значимых характеристик труда Дж. Хаккмана и Г. Олдхема. Практические 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.3. Компонентный состав основных составляющих «образа трудовой ситуации»: разнообразие, сложность и значимость задач; автономия исполнения; наличие обратной связи о достигнутых результатах Лекции 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.4. Компонентный состав основных составляющих «образа трудовой ситуации»: разнообразие, сложность и значимость задач; автономия исполнения; наличие обратной связи о достигнутых результатах Практические 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.5. Взаимосвязь образа трудовой ситуации и мотивационных установок субъекта по отношению к работе (понятие «потенциальной мотивации»). Лекции 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.6. Использование методики «Диагностика основных субъективных характеристик труда (тест JDS) для оценки индивидуальной привлекательности работы и риск-факторов для нарушений эффективности труда работника Практические 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.7. Использование методики «Диагностика основных субъективных характеристик труда (тест JDS) для оценки индивидуальной привлекательности работы и риск-факторов для нарушений эффективности труда работника Сам. работа 7 1 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 4. Профессиональный стресс и психическое здоровье сотрудников организации.
4.1. Стресс и психическая напряженность деятельности Лекции 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
4.2. Стресс и психическая напряженность деятельности Практические 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
4.3. Негативные социально-экономические последствия стресса в труде. Стресс и личностное благополучие сотрудников организации Практические 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
4.4. Определения понятия «профессиональный стресс». Основные современные подходы к изучению профессионального стресса: экологический, трансактный и регуляторный. Практические 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
4.5. Иерархическая модель анализа профессионального стресса. Комплексная диагностико-превентивная система «Интегральная диагностика и коррекция стресса» (ИДИКС), примеры ее прикладного использования Сам. работа 7 1 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 5. Ценностные ориентации работников и трудовая мотивация персонала
5.1. О понятиях «ценности» и «ценностные ориентации» человека. Общая классификация ценностных ориентаций по Г. Олпорту Лекции 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.2. О понятиях «ценности» и «ценностные ориентации» человека. Общая классификация ценностных ориентаций по Г. Олпорту Практические 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.3. Взаимосвязь ценностных ориентаций с актуальными потребностями профессионала. Понятие трудовой мотивации. «Пирамида потребностей» по А.Маслоу и ее приложение к анализу трудовой мотивации сотрудников организаций Сам. работа 7 1 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.4. Описательные и процессуальные теории трудовой мотивации (теория сбалансированности Дж. Адамса и теория ожиданий В. Врума). Сам. работа 7 1 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.5. Особенности мотивационной структуры личности и примеры методик ее диагностики (методика Э. Шейна «Якоря карьеры», тест В.Э. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности) Сам. работа 7 1 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.6. Понятие «удовлетворенность трудом». Внешние критерии проявлений удовлетворенности/неудовлетворенности трудом. Традиционный подход к оценке удовлетворенности трудом в рамках однофакторной модели. Практические 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.7. Двухфакторная теория удовлетворенности трудом Ф. Херцберга. Различия во влиянии факторов «мотиваторов» и факторов «контекста» на субъективное переживание степени удовлетворенности трудом Сам. работа 7 1 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.8. Структурные показатели удовлетворенности трудом (личностные особенности, взаимосвязь с производительностью труда, поведенческие установки работников). Практические 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.9. Интегральный подход к оценке удовлетворенности трудом и прогнозирование негативных последствий снижения удовлетворенности трудом персонала на уровнях организационного поведения и социальной макро-среды Сам. работа 7 1 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.10. Группы в организациях. Групповые нормы и ценности. Внутригрупповые взаимодействия и ролевые позиции в группе.. Лекции 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.11. Определение понятий «лидерство» и «руководство». Особенности ролевых позиций «руководитель» и «лидер» в группе. Классические подходы к анализу лидерства и стилей руководства(авторитарный, демократический, либеральный).. Сам. работа 7 3 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.12. Социально-психологический климат в коллективе. Основные подходы к анализу социально-психологического климата (Ф. Фидлер, Л.Г. Почебут). Факторы, влияющие на формирования социально-психологического климата в группе Практические 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.13. Основные концептуальные подходы к анализу лидерства: теория черт, опосредующие теории лидерства, теория атрибуций, теория харизматического лидерства. Современная типология стилей руководства на базе применения метода репертуарных решеток: «ориентация на задачу» - «ориентация на персонал» (Р. Блейк и А. МакКэнзи). Методика оценки стиля руководства Блейка-Мутона. Практические 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 6. Основные направления практической работы и профессиональная позиция психолога в организации.
6.1. Классификация основных видов практико-ориентированной деятельности психолога в организациях Практические 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
6.2. Основные функциональные позиции психолога в организациях: исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель. Модель «ролевого кольца» и место психолога во внедрении оптимизационных мероприятий в организации. Этические нормы и профессиональные требования к работе психолога с персоналом организации Лекции 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
6.3. Основные функциональные позиции психолога в организациях: исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель. Модель «ролевого кольца» и место психолога во внедрении оптимизационных мероприятий в организации. Этические нормы и профессиональные требования к работе психолога с персоналом организации Практические 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
6.4. Основные функциональные позиции психолога в организациях: исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель. Модель «ролевого кольца» и место психолога во внедрении оптимизационных мероприятий в организации. Этические нормы и профессиональные требования к работе психолога с персоналом организации Сам. работа 7 2 ОК-4, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Г. Х. Бакирова Психология развития и мотивации персонала: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.В. Шамардина Организационная психология. - Тексты лекций: Учебное пособие АлтГУ, 2014
Л2.2 А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, И. Е. Ворожейкин Управление персоналом организации.-: Учебное пособие ГУУ, ИНФРА-М // ЭБС «Лань», , 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Орлова С.Н. Введение в организационную психологию : : учеб. Пособие для студентов вуза. СибГТУ. – Красноярск : [СибГТУ], , 2006.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.hr-journal.ru/ Электронный журнал про управление персоналом.
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
При освоении курса «Психология толпы и массовых беспорядков» одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс.
Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины «Психология толпы и массовых беспорядков» предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практических занятий при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические указания по организации самостоятельной работы
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Психология толпы и массовых беспорядков»:
− для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др.
− для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др.
− для формирования умений: анализ теоретической профессиональноориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.
Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к экзамену.