МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организационная психология и основы управленческого консультирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-23-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 185
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 185 185 185 185
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Организационная психология и основы управленческого консультирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.н., профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление с основными закономерностями поведения человека в организации и формирование у бакалавров знаний и умений по разработке технологий, повышающих эффективность организационной деятельности, за счет использования психологических феноменов, связанных с личностью, деятельностью, поведением и отношениями; обучение основным методам предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов в организации; содействие формированию и развитию толерантности во взаимодействии трудовом коллективе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.22

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-14 способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия организационной психологии; основные методологические подходы решения проблем в организации, обеспечивающие повышение эффективности организационной и управленческой деятельности; основные закономерности психологического сопровождения становления и роста организации; методы определения потребности в персонале, технологии работы с персоналом организации; особенности социально-психологического климата и методы его организации
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и систематизировать научные исследования в области организационной психологии с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений; раскрывать, социально-психологическое содержание проблемы, связанной с профессиональной деятельностью; ориентироваться в применении диагностического инструментария для решения организационных проблем, связанных с «человеческим фактором»; анализировать и прогнозировать организационное поведение человека и группы; эффективно использовать мотивационный потенциал персонала в организациях;
осуществлять выбор методов для проведения тренинга на командообразование и технологиями проведения тренинга на гармонизацию социально-психологического климата.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками психологического сопровождения образовательного и производственного процессов; инструментарием психологической диагностики уровня развития познавательной и мотивационно - волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека в организации; способностью к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и быть ответственными за них.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и статус организационной психологии как комплексной практико-ориентированной научной дисциплины
1.1. Предмет и статус организационной психологии как комплексной практико-ориентированной научной дисциплины Лекции 5 1 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.2. Предмет и статус организационной психологии как комплексной практико-ориентированной научной дисциплины Сам. работа 5 12 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.3. Основные проблемные области исследований в организационной психологии, выделяемые на каждом из уровней организационных взаимодействий (общая классификация) Лекции 5 1 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.4. Концепция управления персоналом. Особенности управления предприятием в рыночных условиях... Сам. работа 5 12 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.5. Закономерности, принципы и методы управления персоналом. Методы построения системы управления персоналом Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.6. Закономерности, принципы и методы управления персоналом. Методы построения системы управления персоналом Сам. работа 5 12 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.7. Система стратегического управления персоналом организации. Стратегия управления персоналом организации. Реализация стратегии управления персоналом Сам. работа 5 10 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.8. Компонентный состав основных составляющих «образа трудовой ситуации»: разнообразие, сложность и значимость задач; автономия исполнения; наличие обратной связи о достигнутых результатах Лекции 5 1 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.9. Компонентный состав основных составляющих «образа трудовой ситуации»: разнообразие, сложность и значимость задач; автономия исполнения; наличие обратной связи о достигнутых результатах Сам. работа 5 10 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.10. Компонентный состав основных составляющих «образа трудовой ситуации»: разнообразие, сложность и значимость задач; автономия исполнения; наличие обратной связи о достигнутых результатах Сам. работа 5 9 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
Раздел 2. Иерархические уровни психологического анализа деятельности сотрудников организаций. Анализ и прогнозирование потребностей в кадрах
2.1. Социальные ценности и проблема значимости труда в жизни современного человека. Концептуальная модель анализа субъективно значимых характеристик труда Дж. Хаккмана и Г. Олдхема.. Лекции 5 1 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
2.2. Социальные ценности и проблема значимости труда в жизни современного человека. Концептуальная модель анализа субъективно значимых характеристик труда Дж. Хаккмана и Г. Олдхема.. Сам. работа 5 12 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
2.3. . Собеседование и его виды в зависимости от категории персонала. Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
2.4. Организация процесса отбора претендентов на вакантную должность. Собеседование. Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
2.5. Традиционные и нетрадиционные технологии отбора персонала. Организация процесса отбора претендентов на вакантную должность Сам. работа 5 12 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
Раздел 3. Профессиональный стресс и психическое здоровье сотрудников организации.
3.1. Негативные социально-экономические последствия стресса в труде. Стресс и личностное благополучие сотрудников организации Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
3.2. Негативные социально-экономические последствия стресса в труде. Стресс и личностное благополучие сотрудников организации Сам. работа 5 12 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
3.3. Иерархическая модель анализа профессионального стресса. Комплексная диагностико-превентивная система «Интегральная диагностика и коррекция стресса» (ИДИКС), примеры ее прикладного использования Сам. работа 5 12 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
3.4. Группы в организациях. Групповые нормы и ценности. Внутригрупповые взаимодействия и ролевые позиции в группе.. Лекции 5 1 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
3.5. Тренинг командообразования. Специфика проведения в различных орг структурах и группах КО. Практические 5 2 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
3.6. Конфликты в организации. Особенности и методы профилактики конфликтов. Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
3.7. Конфликты в организации. Особенности и методы профилактики конфликтов. Сам. работа 5 12 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
Раздел 4. Ценностные ориентации работников и трудовая мотивация персонала
4.1. Понятие «удовлетворенность трудом». Внешние критерии проявлений удовлетворенности/неудовлетворенности трудом. Традиционный подход к оценке удовлетворенности трудом в рамках однофакторной модели. Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
4.2. Особенности мотивационной структуры личности и примеры методик ее диагностики (методика Э. Шейна «Якоря карьеры», тест В.Э. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности) Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
4.3. Особенности мотивационной структуры личности и примеры методик ее диагностики (методика Э. Шейна «Якоря карьеры», тест В.Э. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности) Сам. работа 5 12 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
Раздел 5. Основные направления практической работы и профессиональная позиция психолога в организации.
5.1. Краткая характеристика профессиональных задач психолога в сферах организационной диагностики, организационного консультирования, оценки персонала, обучения и переподготовки кадров, поддержки работоспособности и охраны психического здоровья персонала Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
5.2. Основные функциональные позиции психолога в организациях: исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель. Модель «ролевого кольца» и место психолога во внедрении оптимизационных мероприятий в организации. Этические нормы и профессиональные требования к работе психолога с персоналом организации Сам. работа 5 12 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
5.3. Управленческое консультирование как одна из форм организации психологической службы. Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
5.4. Управленческое консультирование как одна из форм организации психологической службы. Сам. работа 5 12 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
5.5. Специфика и виды консультирование руководителя по вопросам повышения эффективности управленческого труда Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
5.6. Консультативная работа с организационной группой. Структура. Психотехника консультативной работы с организационной группой. Специализированные виды тренинга Лекции 5 1 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
5.7. Консультативная работа с организационной группой. Структура. Психотехника консультативной работы с организационной группой. Специализированные виды тренинга Практические 5 2 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
5.8. Консультативная работа с организационной группой. Структура. Психотехника консультативной работы с организационной группой. Специализированные виды тренинга Сам. работа 5 12 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
5.9. Психодиагностическое обеспечение работы консультантской службы в организации. Подбор психодиагностических методик, с учетом различных направлений консультативной деятельности в организации. Практические 5 2 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
5.10. Психодиагностическое обеспечение работы консультантской службы в организации. Подбор психодиагностических методик, с учетом различных направлений консультативной деятельности в организации. Сам. работа 5 12 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
5.11. Экзамен 5 9 ОК-6, ПК-14 Л3.2, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, И. Е. Ворожейкин Управление персоналом организации.-: Учебное пособие ГУУ, ИНФРА-М // ЭБС «Лань», , 2007
Л1.2 М.В. Шамардина Организационная психология. - Тексты лекций: Учебное пособие АлтГУ, 2014
Л1.3 Шуванов В.И. Социальная психология управления: Учебник М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Основные проблемные области исследований в организационной психологии, выделяемые на каждом из уровней организационных взаимодействий (общая классификация): учебник/практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, , 2014.
Л2.2 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Орлова С.Н. Введение в организационную психологию : : учеб. Пособие для студентов вуза. СибГТУ. – Красноярск : [СибГТУ], , 2006.
Л3.2 Красовский Ю. Д. Организационное поведение: Учебник М.:Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116632
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
Э2 http://www.i-u.ru/biblio/ - библиотека РГИУ (Русского Гуманитарного Интернет-Университета)
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
При освоении курса «Психология толпы и массовых беспорядков» одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс.
Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины «Психология толпы и массовых беспорядков» предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практических занятий при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические указания по организации самостоятельной работы
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Психология толпы и массовых беспорядков»:
− для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др.
− для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др.
− для формирования умений: анализ теоретической профессиональноориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.
Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к экзамену.